29 Июня 2017

Новости

Новые горизонты Пермской оперы: самый крупный Дягилевский фестиваль, три «Золотые Маски» и семь премьер

145-й театральный сезон в Пермском театре оперы и балета завершится 30 июня 2017 года. Его самыми резонансными событиями оказались: показ оперы «Травиата» на фестивале «Золотая Маска» в Перми, премьеры Дягилевского фестиваля и абсолютный успех артистов оркестра, хора и балета на европейских гастролях.

ГЛАВНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ СЕЗОНА

Любителей оперы порадовали три новых спектакля — специально созданная по заказу театра опера Cantos Алексея Сюмака в режиссуре Семена Александровского, «Богема» Джакомо Пуччини в сценической версии Филиппа Химмельманна, российская премьера «Свадьбы» Аны Соколович в постановке Антона Адасинского.

Первая премьера сезона в Пермской опере — произведение Cantos/«Кантос». «Песни» (так переводится cantos с греческого) вдохновлены творчеством американского писателя Эзры Паунда (1885—1972), одного из основоположников англоязычной модернистской литературы. Камерное действо разворачивается на планшете сцены, а в музыке нет привычного солирующего голоса, но есть солирующий инструмент.


Cantos. Фото Никиты Чунтомова

«Богема» — вершина лирико-психологической оперы конца XIX века — была представлена зрителям в мае. В трактовке Филиппа Химмельманна действие оперы разворачивается в 1968 году в Париже. Пермскую «Богему» можно будет увидеть в кино до 30 сентября в 88 кинотеатрах в 53 городах по всей стране. Подробное расписание — на сайте проекта Theatre HD.

Третья оперная премьера сезона, «Свадьба» Аны Соколович, — на сегодня, пожалуй, наиболее значительное ее произведение. Оно предназначено для шести солисток, которые выступают a cappella, без сопровождения оркестра. Либретто основано на текстах балканских народных песен и передает историю подготовки невесты к свадьбе. Режиссер Антон Адасинский создал спектакль, в котором слово дублируется жестом, а оперные певицы соседствуют с артистками contemporary dance


«Свадьба». Фото Никиты Чунтомова

В 145-м сезоне состоялись четыре балетных премьеры: «Золушка» и три балета Стравинского («Поцелуй феи», «Петрушка» и «Жар-птица»).

Новая версия «Золушки» Сергея Прокофьева в постановке главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко появилась в репертуаре в декабре. Идея поместить действие балета в 1950-е, да еще в театральную среду, принадлежит художественному руководителю Теодору Курентзису. Прием «театр в театре» позволяет воплощать действие и в советских реалиях, и в пространстве волшебной сказки.

Тройчатка балетов Стравинского — «Поцелуй феи», «Петрушка» и «Жар-птица» — закрывала Дягилевский фестиваль — 2017. В главных партиях 25 мая на одной сцене (невиданная прежде роскошь!) выступили две ярчайших балерины современности — Диана Вишнёва и Наталья Осипова.

Хореограф первой части вечера — художественный руководитель балетной труппы Екатеринбургского театра Вячеслав Самодуров. В «Поцелуе феи», несмотря на сюжетные мотивы сказки Андерсена «Ледяная дева» в балетном либретто, ему удалось уйти от как таковой «истории» и создать «пограничный» балет «на стыке нарратива и абстракции».

Постановщик второго балета Владимир Варнава, работая с образом Петрушки, взял в фокус две темы: противостояние творческой индивидуальности агрессивной толпе и свобода воли художника в контексте жизненного сценария. Визуальная концепция, разработанная Галей Солодовниковой, построена на приеме «театр в театре»: подмостки балаганчика вписаны в реальное пространство сцены.

Главный балетмейстер Пермского театра Алексей Мирошниченко в «Жар-птице» «провел» зрителя через стили знаковых хореографов XXI—XX веков в обратной хронологии — из современности к первой хореографической версии балета Михаила Фокина. Идея хрестоматии поддержана сценографией и костюмами, которые в исполнении Альоны Пикаловой и Татьяны Ногиновой основаны на знаковых художественных символах эпох, в которые творили балетмейстеры.


Поклоны. «Жар-птица». Фото Антона Завьялова

ФЕСТИВАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ТЕАТРА

В мае в Пермской опере состоялся XI Международный Дягилевский фестиваль, ставший пока самым масштабным за всю его историю. Он охватил 40 часов живой музыки, 77 событий Фестивального клуба, 28 занятий в рамках образовательной программы, 6 выставок и стремящуюся к нулю дистанцию между зрителем и достижениями современного музыкального театра. Мероприятия прошли на 11 городских площадках (больше чем в предыдущие годы). 14 000 человек посмотрели 56 событий основной программы.

Помимо трех балетов Стравинского, на фестивале впервые был показан хореографический спектакль «Распад Атома» Танцевальной компании Лилии Бурдинской. Мировыми музыкальными премьерами стали фортепианный цикл Антона Батагова «ГДЕ НАС НЕТ. Письма игумении Серафимы» и композиция Алексея Сюмака «Чужая».

90 ЛЕТ ПЕРМСКОМУ БАЛЕТУ

В 2016 году Пермь отметила девяностолетие своего балета. Сегодня слова «Пермь» и «балет» немыслимы друг без друга. Бренд «Пермский балет» известен во всем мире. Это и труппа Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, и школа — Пермское хореографическое училище. Труппе в 2016 году исполнилось 90 лет, а училище в 2015-м отпраздновало 70-летний юбилей. Возможности артистов и широту современного репертуара показали два гала-концерта, которые состоялись в сентябре. В программу были включены как академические вариации, так и современные номера.


Гала-концерт, посвященный 90-летию Пермского балета. Фото Антона Завьялова

О высоком уровне труппы говорят и полные залы дома и на гастролях по всему миру, и отзывы критики. Авторитетный журнал о балете и танце Dance Europe Magazine назвал Пермский балет — лучшей балетной труппой, а главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко — лучшим руководителем 2016 года.

ГАСТРОЛИ

В плотном графике выступлений в Перми у артистов театра нашлось время и для гастролей.

— Артисты musicAeterna за 145-й сезон 13 раз давали концерты в Германии, четырежды выступали в Австрии, Швейцарии и Италии (в том числе в Венеции в преддверии Венецианской биеннале), были с концертами в Польше, Греции и Бельгии, Великобритании и Франции. В России музыканты выступили трижды в Москве и один раз в Санкт-Петербурге.
— Балетная труппа с блеском дала 5 спектаклей «Лебединое озеро» на крупнейшей сцене Канады. В России Пермский балет с большим успехом выступил на фестивалях «Мариинский» и Dance Open в Петербурге, «Видеть музыку» в Москве и «Эстетика танца» в Ярославле.
— В Пермском крае артисты оперной труппы дали концерты в Добрянке, Березниках, Чердыни, Чайковском, Горнозаводске и Кунгуре.

Сейчас оркестр и хор musicAeterna вновь собираются на гастроли в Австрию. Артисты первыми из российских коллективов примут участие в центральной постановке Зальцбургского фестиваля — в этом году это «Милосердие Тита» Моцарта. Явлению, которое критики давно окрестили «пермским Моцартом», придаст огранку Питер Селларс — известный американский режиссер, в прошлом плодотворно работавший с Теодором Курентзисом над дилогией «Иоланта»/«Персефона» и нашумевшим спектаклем «Королева индейцев».

НАГРАДЫ

Еще один важный итог сезона касается Национального театрального фестиваля «Золотая Маска». В этом году театр получил три награды за постановку оперы «Травиата»: Теодор Курентзис стал обладателем седьмой «Маски» в своей карьере за «Лучшую работу дирижера в опере», приза «Лучшая женская роль в опере» удостоилась Надежда Павлова, а мэтр современной режиссуры Роберт Уилсон стал «Лучшим художником по свету».


Надежда Павлова и её «Золотая Маска». Фото Александры Муравьевой

Дягилевский фестиваль стал победителем Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards» — 2016. Всего в конкурсе участвовали 702 проекта из 68 регионов страны, Дягилевский фестиваль признан лучшим российским туристическим событием в области культуры.

Запись «Весны священной» Игоря Стравинского, сделанная оркестром musicAeterna под управлением дирижера Теодора Курентзиса, удостоилась одной из самых престижных музыкальных наград в мире ECHO Klassik в номинации «Запись симфонической музыки XX—XXI вв.».

Ранее пермская «Весна» стала одной из лучших записей 2015 года по версии AppleMusic. А запись оперы Don Giovanni, сделанная Теодором Курентзисом и оркестром musicAeterna, стала лауреатом премии журнала BBC Music Magazine.

Артистический состав театра удостоен также личных наград.

— Теодор Курентзис стал лауреатом премии «Парабола», которая была учреждена Фондом имени поэта Андрея Вознесенского.
— Солистка театра Надежда Павлова стала лауреатом Строгановской премии, а также совместно с Теодором Курентзисом и Робертом Уилсоном удостоена приза Ассоциации музыкальных критиков за спектакль «Травиата».
— Дирижер Пермского театра оперы и балета Валентин Урюпин стал Восьмого Международного конкурса дирижеров имени сэра Георга Шолти, помимо Первого приза, Валентин получил приз зрительских симпатий и специальный приз Симфонического оркестра Франкфуртского радио. Валентин стал первым русским дирижером, получившим эту награду. Ранее Валентин Урюпин стал лауреатом V Международного конкурса дирижеров им. Густава Малера (третья премия).
— Солистка Пермской оперы Анжелика Минасова стала лауреатом Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова в двух номинациях: камерный раздел (первая премия) и оперный (третья премия).
— Солистка Пермского оперного театра Зарина Абаева стала лауреатом III премии  IІI Минского международного Рождественского конкурса вокалистов.
— Педагоги-репетиторы театра Елена Кулагина, Виталий Полещук, Ольга Лукина, Бахытжан Смагулов и Елена Щеглова удостоены Премии Пермского края в сфере культуры и искусства в номинации «Сохранение и популяризация культурного наследия» за работу над премьерой балета «Лебединое озеро» в постановке главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко.
— Редакционная коллегия и творческий совет журнала «Балет» присвоили Инне Билаш приз «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда». Кроме того, Инна Билаш и Никита Четвериков получили премию «Выбор прессы» за победу в конкурсе «Большой балет — 2016».

ЛАБОРАТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗРИТЕЛЯ

Пермский театр оперы и балета в этом сезоне создал прецедент общедоступной школы культурного образования. Программа разделена на циклы, посвященные определенным событиям репертуара. Деятельность «Лаборатории» сосредоточена в двух направлениях — «Открытый мир» и «Открытый театр».

«Открытый мир» адресован широкой аудитории и включает лекции и встречи с участием пермских, российских и мировых экспертов в различных сферах искусства. «Открытый театр» адресован в первую очередь аудитории Пермского театра оперы и балета и предполагает глубокое погружение именно в театральную жизнь. Так, участники ЛСЗ смогли посетить репетиции премьерных постановок и симфонических программ сезона, различные мастер-классы, семинары и творческие встречи.

По итогам сезона, «Лаборатория современного зрителя» вошла в шорт-лист премии «Инновация».

НОВАЯ СЦЕНА

В сезоне 2016/2017 появились новости о строительстве новой сцены для театра. С приходом нового руководителя региона Максима Решетникова наметился качественный сдвиг в этом вопросе: окончательно принято решение о строительстве нового отдельно стоящего здания по проекту Архитектурного бюро Дэвида Чипперфилда. Напомним, бюро выиграло международный конкурс в 2010 году. В данный момент ведется поиск места для строительства и доработка проекта.  

ПЛАНЫ

Следующий, 146-й театральный сезон в Пермской опере откроется в конце августа. В планах — постановка барочной оперы «Фаэтон» Люлли с участием коллектива Le Poème Harmonique под руководством Венсана Дюместра, «Жанна на костре» Оннегера в постановке Ромео Кастеллуччи, детский спектакль «Сад осьминога» в режиссуре Марии Литвиновой и Вячеслава Игнатова, которые уже поразили воображение юной и взрослой публики спектаклем «Путешествие в Страну джамблей»; планируется долгожданное обновление балета «Щелкунчик»  под Новый год и спектакль «Шехеразада» в хореографии Алексея Мирошниченко в мае. Еще одна хореографическая премьера — балет «Опера» Леонида Десятникова в хореографии Алексея Ратманского —  планируется в марте.

Следите за новостями театра!

Нас поддерживают

Спонсоры

Официальный партнер

Партнеры

Информационные партнеры

Наверх