1 Августа 2017

Новости

Артисты театра открыли оперную программу Зальцбургского фестиваля

На Зальцбургском фестивале прошли первые показы оперы Моцарта «Милосердие Тита» в постановке режиссера Питера Селларса и дирижера Теодора Курентзиса. Премьера состоялась 27 июля в день торжественного открытия фестиваля. Впервые за почти столетнюю историю смотра основную — оперную — программу открывали российские музыканты.

Этот факт подчеркивает ежедневная швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung. «В российском городе Пермь Курентзис создал свои оркестр и хор musicAeterna, слава о которых разнеслась далеко на Запад. То, что новый интендант Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер пригласил оба ансамбля для создания первой оперной премьеры, — небольшая революция — традиционно право представлять первую оперу в летнем сезоне принадлежало Венскому филармоническому оркестру», — пишет издание.

Опера «Милосердие Тита»
© Salzburger Festspiele / Ruth Walz. Все фотографии

Разумеется, этот факт привлек к постановке повышенное внимание как зрителей, так и журналистов. Австрийское информационное агентство APA называет «Милосердие Тита» одной из самых ожидаемых премьер фестиваля, германское информагентство dpa — сенсацией. Репетиции и первые показы сопровождают десятки публикаций в европейских СМИ. Большинство из них выходит с заголовками, называющими премьеру успехом, подчеркивает продолжительные овации, которыми встретила постановку публика. Некоторые, впрочем, выражают озадаченность, имея в виду оригинальное режиссерское решение, и отмечают риск, на который пошел Питер Селларс, поместив действие оперы в 2017 год.

«Селларс рассказывает ужасно актуальную историю беженцев, которые передвигаются подгоняемые полицейскими с автоматами, а Тит наделен властью выбирать, кто из них получит въезд в страну», — описывает происходящее кurier.at. «Люди возлагают цветы, мягкие игрушки, фотографии жертв, зажигают море свечей. Они ищут выход из замкнутого круга насилия. Их голоса сливаются в Kyrie. Теодор Курентзис и Питер Селларс приготовили для Зальцбургского фестиваля совершенно новое «Милосердие Тита», выходящее далеко за пределы самой оперы», — добавляет APA. «Последнюю оперу Моцарта «Милосердие Тита» они представили как притчу о власти, любви и прощении», — отмечает один из самых известных немецких еженедельников Der Spiegel, «Селларс создает поучительную пьесу о прощении и раскаянии», — добавляет австрийский Der Standard. Смелая режиссерская трактовка не могла быть воспринята однозначно всеми. «Это чрезвычайно увлекательный подход, однако Селларс настолько конкретен в описании, что даже простоват и отказывается от таких выразительных средств искусства, как преувеличение, абстракция, обобщение, исследование глубинных смыслов, анализ и других, которых здесь не хватает», — отмечает кurier.at.

В оценке музыкального решения критики оказались более единодушны. Рецензенты отмечают точность и чистоту исполнения, подчеркивают новизну трактовки и, в первую очередь, свежесть звучания музыки Моцарта. Впрочем, некоторые критики новаторство не одобрили. Но нет тех, кто не признал бы «Милосердие Тита» выдающимся событием Зальцбургского фестиваля.

«По меньшей мере, так же радикально, как и режиссер, действует и Теодор Курентзис, молодой бунтарь, управляющий своим великолепным оркестром musicAeterna, специализирующимся на аутентичном исполнительстве и приехавшим из Перми, откуда он будоражит классическую сцену. Даже внешне Курентзис своим панковским прикидом, в облегающих черных джинсах, с серьгой в ухе, черных ботинках с красными шнурками, исключительное явление с не имеющей, впрочем, отношения к делу склонностью к самопрезентации. Но он не пускает пыль в глаза, вместе со своим оркестром и таким же впечатляющим хором musicAeterna он волшебным образом создает пронизанное изяществом звучание Моцарта, далекое от догматичного звучания» (Deutsche Presse-Agentur/ Германия).

Опера «Милосердие Тита»
© Salzburger Festspiele / Ruth Walz. Все фотографии

«То, как Курентзис со своим оркестром musicAeterna показывает мучительные смены гармоний, как он ведет хор под руководством Виталия Полонского к максимальному обострению диссонансов, показывает глубокую музыкальность, которая, однако, сочетается с определенной склонностью к грубости: хлесткие акценты, внезапные паузы, звуковые эффекты у струнных, которые больше напоминают Гектора Берлиоза, нежели Моцарта, показывают некоторую неуверенность в том, что эта музыка способна волновать и без таких рискованных акустических экспериментов» (Frankfurter Allgemeine Zeitung/ Германия).

«Курентзис управляет своим оркестром musicAeterna импульсивно. Этим вечером он иногда преувеличенно артистичен, заставляя хор и солистов выдерживать длинные паузы и экстремально подчеркивать детали, не в ущерб, впрочем, общему течению музыки. Специализирующийся на исторически информированном исполнительстве оркестр играет невероятно гибко и точно. То же можно сказать и про хор musicAeterna» (радиостанция BR-Klassik/ Германия).

«С музыкальной точки зрения Теодор Курентзис показал себя как превосходный слушатель, который в свою очередь соблазняет к слушанью. Когда он обнажает звук точного и одухотворенного оркестра musicAeterna, дает хору исполнить потрясающие пиано или останавливает происходящее как в замедленной съемке, удерживая одну единственную ноту, чтобы в следующий момент обрушиться на следующую фразу. Мощь его интерпретации базируется на силе тишины как основы музыки, он работает на сильном контрасте — от глубочайшей нежности до волнующего драматизма» (Wiener Zeitung/ Австрия).

«На самом деле некорректно выбирать главного победителя этого блестящего командного успеха. Но если это все-таки делать, то пальму первенства нужно отдать Теодору Курентзису и его потрясающей команде из Перми, которая теперь уже постоянно создает оригинальные и детально проработанные шедевры. Курентзис известен своей скрупулезностью, но его изнурительные репетиции в поиске точного решения полностью оправдываются, когда видишь такой результат, как «Милосердие Тита». В начале он пробирается с небольшим фонариком к пульту, и не скажешь, что это выход великого маэстро. В конце же зальцбургская публика ликует так громогласно, что дебют Курентзиса на родине Моцарта без всякой снисходительности можно назвать триумфом», — резюмирует Der Spiegel.

Зальцбургский фестиваль в этом году продлится до 30 августа. В дни работы фестиваля будет дано семь представлений «Милосердия Тита». Премьерный показ, 27 июля, транслировала австрийская радиостанция Ö1. Спектакль, который состоится 4 августа, будет показан в прямом эфире австрийского телеканала ORF2 и сайте medici.tv.

Нас поддерживают

Спонсоры

Официальный партнер

Партнеры

Информационные партнеры

Наверх