Иржи Килиан (Нидерланды)

Выдающийся танцовщик и хореограф с уникальным стилем, олицетворением которого является Nederlands Dans Theatre. Ключевая фигура в истории танца второй половины ХХ века.

Родился в Праге в семье экономиста и балерины. Его первым серьезным увлечением был цирк, и прежде чем посвятить свою жизнь танцу, он несколько лет занимался в школе для акробатов. С 9 лет учился в студии при National Ballet Prague. В 15 лет поступил в Пражскую консерваторию.

В 1967 году в возрасте 20 лет Килиан получил стипендию Британского совета на учебу в Royal Ballet School в Лондоне. Там он познакомился с хореографом Джоном Кранко, который предложил ему контракт и место в труппе Stuttgarter Ballett (Германия), на тот момент занимавшей лидирующее положение в Европе.

Свой первый балет Килиан поставил на площадке Noverre Gesellschaft (ежегодная мастерская для молодых хореографов) в Штутгарте. Позднее он получил предложение от Кранко ставить спектакли для основной труппы. Его первой работой стал балет «Приходить и уходить», созданный совместно с Марсией Хайде и Ричардом Крагуном. В 1971 году Кранко основал Noverre Company для выступлений в операх и опереттах и пригласил Килиана балетмейстером-постановщиком.

В начале 1970-х Кранко назначил на должность главного балетмейстера Stuttgarter Ballett Глена Тетли, который сыграл немаловажную роль в творческом развитии Килиана. Со смертью Джона Кранко в 1973 году штутгартская труппа на время потеряла лидерство среди других европейских компаний.

В это же время Килиан начал сотрудничать с амстердамской труппой Nederlands Dans Theatre — поначалу как приглашенный хореограф, а после трех успешных проектов стал арт-директором NDT совместно с Хансом Книллом. Первым громким успехом Иржи Килиана в новом качестве стала Sinfonietta/ «Симфониетта» (1978) на музыку Леоша Яначека, премьера которой состоялась на Фестивале в Чарльстоне (США). Новизна почерка хореографа открыла перед NDT многие закрытые до этого двери. В начале своей работы в NDT Килиан видел необходимость создавать как большие ансамблевые работы, которые выражали новые амбиции труппы (Symphony of Psalms/ «Симфония псалмов», 1978), так и камерные произведения, подчеркивающие индивидуальность исполнителей (Silent Cries/ «Немой крик», 1986, посвященный жене и партнерше Килиана Сабине Купферберг).

Новую репутацию NDT закрепили гастроли на ведущих сценах Европы и США, а выступление труппы Килиана в Чехословакии в 1980 году стало не только культурным, но и политическим прорывом в жизни страны.

В начале 1980-х NDT стал местом притяжения танцовщиков и балетмейстеров со всего мира. Для самовыражения артистов в NDT проводились Christmas Cabarets, аналог российских театральных «капустников». Со временем Christmas Cabarets превратились в мастерские для хореографов. Многие балетмейстеры, активно работающие по всему миру, дебютировали именно здесь.

Понимая важность обучения молодых артистов балета, Карел Бирни и Иржи Килиан в 1980 году пришли к решению создать еще одну труппу — NDT-II, в которой молодые артисты на протяжении двух лет могли бы развивать свой талант, прежде чем перейти в состав основной команды NDT или найти себя в дальнейшем в другом месте.

В 1990 году Килиан принял решение создать третью ветку — NDT III, в которую вошли танцовщики в возрасте «от 40 лет и до смерти». Необычная идея получила широкое одобрение у публики, прессы и в особенности у танцовщиков и хореографов. Многие хореографы мирового масштаба внесли свой вклад в развитие репертуара NDT III: Ханс Ван Манен, Вильям Форсайт, Матс Эк, Морис Бежар, Маги Марен, Охад Нахарин, Дженнифер Мюллер, Кристофер Брюс, Марта Кларк, Каролин Карлсон, Начо Дуато, Пол Лайтфут, Роберт Вилсон, Эрик Вос, Патрик Делкруа, Иохан Ингер, Чусаку Такуши, Сюзанн Линк, Пауло Рибейро, Мерил Танкард, Майкл Шумахер и многие другие.

Благодаря своей уникальной, трехуровневой структуре (NDT I — зрелые танцовщики, NDT II — молодые, NDT III — танцовщики в возрасте), и строительству здания собственного театра (архитектор Рем Колхас), NDT сегодня выгодно отличается от других компаний мира, что подтверждают и заслуженные престижные награды.

В 1999 году Иржи Килиан передал художественное руководство, но до 2009-го оставался в NDT в качестве хореографа. В 2010 году Килиан работал в качестве куратора по танцу в Rolex Mentor и Protege Arts Initiative. Творческое наследие хореографа в период с 1973 года по сегодняшний день насчитывает около 100 спектаклей, и этот список продолжает пополняться.

Кроме NDT, Килиан ставил для Stuttgart Ballet, Opera de Paris, Шведского телевидения, Bayerisches Staatsballett Munchen и труппы Tokyo Ballet. Более 100 компаний и школ по всему миру исполняют его хореографию.

Иржи Килиан — обладатель множества наград и премий: офицер Оранжевого Ордена (Нидерланды), почетный доктор Julliard School New York (США), трижды лауреат премии Нижинского (Монте-Карло, Монако) в номинациях «Лучший хореограф», «Лучшая труппа» и «Лучшая работа»; обладатель Приза Benois de la danse (Москва, Россия, и Берлин, Германия); кавалер Почетной медали президента Чешской Республики, Ордена почетного легиона (Франция). В 2008 году он был удостоен одной из самых почетных наград Нидерландов — медали Ордена дома Оранских, которую он получил из рук Ее Величества Королевы Беатрикс.

Спектакли

Хореограф Свадебка

Отправить сообщение

Нас поддерживают

Спонсоры

Официальный партнер

Партнеры

Информационные партнеры

Наверх