05.10.2009
Opera Europa: Solzhenitsyn opera in Perm

‘Two years ago, just before he died, my father received a letter.  It was another of those numerous demands requesting credit for the rights to adapt one of his books: One day in the life of Ivan Denisovich.  When he finished reading this letter, he was in tears'. The letter was from George Isaakyan, Artistic Director of the Perm Opera to Alexander Solzhenitsyn, winner of the Nobel Prize for Literature.  The speaker was Solzhenitsyn's son whom I met in Perm on 16 May for the premiere of this opera composed by Alexander Tchaikovsky to a text from the composer and George Isaakyan.  It describes a day in a gulag, seen through the eyes of a prisoner in despair who does not understand why he has been there for so long... (читать далее)

Перевод: «Один день Ивана Денисовича» в Перми

«Два года назад, незадолго до своей смерти, мой отец получил письмо. Это была одна из многочисленных просьб разрешить театральную постановку его повести «Один день Ивана Денисовича». Когда он прочитал письмо, в его глазах были слезы». Письмо было написано Георгием Исаакяном, художественным руководителем Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского и адресовано Александру Солженицыну, Нобелевскому лауреату по литературе. Об этом рассказал сын Солженицына, с которым я познакомился в Перми 16 мая 2009 года на премьере оперы «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского. Либретто по одноименной повести А. Солженицына было создано Георгием Исаакяном в соавторстве с композитором. Опера рассказывает об одном дне в ГУЛАГе человека, который не понимает, за что и почему так долго находится в лагере.

Александр Чайковский родился в 1946 году, через год после того, как Солженицын был отправлен в лагерь. Чайковский малоизвестен на Западе, хотя он один из десяти самых талантливых российских композиторов своего поколения. Его музыка в опере «Один день Ивана Денисовича» сильна и контрастна. Она передает одиночество героя и жестокость лагерной системы. Композитор отдает дань русской оперной традиции через колокола, которые пробуждают душу и через хор (захватывающий дух хор заключенных). Исполнители полностью погружены в работу, и качество исполнения вне всякой критики. Учитывая сложную историческую ситуацию России в недавнем прошлом, поражает, как был достигнут столь высокий художественный уровень. Я должен назвать выдающихся во всех смыслах исполнителей: Павла Брагина (Иван), Сергея Власова (Алешка-баптист) и Валентина Косенко (Кавторанг). Великолепна была работа оркестра под управлением главного дирижера Пермского театра Валерия Платонова.

Работа режиссера Георгия Исаакяна с актерами точна и тактична. Не концентрируясь на подробностях лагерного быта, режиссер создает атмосферу сопереживания. Режиссура театральна в том смысле, что абсолютно уважает и высвечивает текст. Хорошо продуманная сценография создает небольшие и тесные пространства в сценах с бараками и широкие панорамы за пределами лагеря. Финал оперы - это кульминация и с музыкальной и с театральной точки зрения. Ощущение от сцены, когда Иван исчезает в арьере нельзя передать словами...

Хочется надеяться, что западные театры заинтересуются этой постановкой, отдавая дань таланту Солженицына, одной из ключевых фигур XX века и художественным стараниям Пермской оперы, которая продолжит свое исследование тоталитаризма оперой Бетховена «Фиделио» в музее Пермь-36, бывшем политическом лагере, в июле 2010 года. Режиссер Майкл Хант задумал спектакль для небольшого числа зрителей, не более 250 (столько вмещал лагерный барак), задействуя все пространство лагеря для различных сцен.

Автор: Тома Лорио ди Прево, административный и финансовый директор театра Шатле (Франция)

поиск