17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
  • Ноябрь
01.11.2012
Оркестр MusicAeterna сыграет с дирижером из мадридского Teatro Real

5 ноября в 19:00 в Пермском театре оперы и балета им. П. И. Чайковского состоится симфонический концерт в исполнении одного из самых запоминающихся российских коллективов — оркестра MusicAeterna. За пульт встанет приглашенный в Пермь из Мадрида дирижер Висенте Альберола Феррандо, а сольную партию на кларнете исполнит обладатель высших наград 20 международных конкурсов Валентин Урюпин.

Основанный дирижером Теодором Курентзисом оркестр стремительно ворвался в музыкальную жизнь страны в 2006 году, представив в Москве три оперы Моцарта. Завоевав репутацию одного из самых востребованных коллективов в области аутентичного исполнительства, оркестр не ограничивается ранней музыкой, успешно сочетая в своем репертуаре сочинения разных эпох, в том числе интерпретируя партитуры ХХ века.

Испанец Висенте Альберола Феррандо (сайт дирижера) был приглашен выступить с оркестром MusicAeterna после работы с Теодором Курентзисом, с которым он познакомился в Мадриде во время подготовки проекта «Иоланта»/ «Персефона» совместно с режиссером Питером Селларсом. Для пермского концерта 5 ноября он выбрал беспроигрышную программу — популярные сочинения Бетховена, Россини и Франсе.

 

Людвиг ван Бетховен

Симфония № 7, ля мажор, op. 92 (1811—1812)

Одно из наиболее часто исполняемых произведений Людвига ван Бетховена. Автор посвятил симфонию графу Морису фон Фризу, венскому меценату, в доме которого он нередко выступал как пианист, и считал ее одним из лучших своих сочинений.

К работе Бетховен приступил в 1811 году. Потеряв слух, он, однако, надеялся справиться с глухотой и по совету врачей поселился в курортном чешском городке Теплице. Там он написал произведение, проникнутое небывалой для него оптимистичностью. Партитура была закончена в мае 1812 года. Премьера состоялась 8 декабря 1813 года под управлением автора на благотворительном концерте в пользу воинов-инвалидов в зале Венского университета. В этот же вечер была впервые исполнена «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории» (1813). Программа имела большой успех.

Музыкальные темы из Седьмой симфонии Бетховена звучат не только в экранизациях биографии великого композитора, но и в таких фильмах, как «Необратимость» (реж. Гаспар Ноэ, 2002), «Поезд на Дарджилинг» (реж. Уэс Андерсон, 2007), «Король говорит!» (реж. Том Хупер, 2010) и других.

 

Джоаккино Россини

Увертюра к опере «Сорока-воровка» (1817)

Сюжет оперы либреттист Джованни Герардини почерпнул из мелодрамы «Сорока-воровка, или Служанка из Палезо» (1815) Луи Шарля Кенье и Бодуэна д'Обиньи, основанной на реальной истории о казненной служанке, обвиненной в краже столового серебра, которое, как выяснилось позже, утащила сорока. Россини взялся за написание оперы-семисериа с азартом. Обычно музыка сочинялась у него легко и быстро, но в этот раз он никак не успевал закончить увертюру в срок. Точка была поставлена только в день премьеры оперы. По распоряжению директора La Scala композитор был заперт комнате, из окна которой он сбрасывал листы партитуры с нарождающейся музыкой. Листы тут же передавались переписчикам, а затем музыкантам.

Увертюра к опере «Сорока-воровка», поразившая публику в театре La Scala в день премьеры — 31 мая 1817 года — вступительной барабанной дробью (отсылка к эпизоду шествия главной героини на казнь) и широкой гаммой эмоциональных оттенков, до сих пор остается хитом концертных программ, являясь яркой иллюстрацией «россиниевского крещендо».

 

Жан Франсе

Концерт для кларнета с оркестром (1967—1968)

Известный британский кларнетист Джек Браймер однажды обмолвился, что блестяще исполнить соло на кларнете в этом произведении Франсе можно, «только усовершенствовав инструмент или кисти рук человека». Быстрые пассажи; две каденции в первой и последней части; скерцо и андантино, несмотря на размеренный ритм, в достаточной степени украшенные пассажами фиоритуры, требуют от музыканта максимальной концентрации и виртуозного владения инструментом. Сам автор сравнивал свое сочинение с полетом высшего пилотажа, главной особенностью которого должно быть выполнение «мертвой петли» с «очаровательными продолжительными выдержками, которые нужно играть на чудовищно длинном одном дыхании».

Концерт для кларнета с оркестром Франсе посвятил своему другу — дирижеру, преподавателю камерной музыки в Парижской консерватории и фаготисту Grand Opéra Фернану Убраду. Впервые сочинение было исполнено 20 июля 1968 года учеником Убраду — выдающимся кларнетистом Жаком Лансело.

 

Висенте Альберола Феррандо

дирижер

Успешный дирижер и виртуозный кларнетист, известный на родине — в Испании — и за ее пределами. Солист (кларнет) Мадридского симфонического оркестра и парижского оркестра Les Dissonances, главный дирижер Sofia Symphony Orchestra, приглашенный дирижер Teatro Real (Мадрид), а также Оркестра Национальной академии Санта-Чечилия (Рим). Обладатель бронзовой медали Симфонического оркестра Мадрида, приуроченной к столетию коллектива.

Родился в Валенсии. Начал заниматься музыкой в семь лет. Окончил Музыкальную консерваторию Валенсии по классу кларнета, затем продолжил обучение в Королевской консерватории Антверпена (Бельгия) у профессора Вальтера Бойкинса. Дирижерскому мастерству учился под руководством Алана Гилберта (главный дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра), Джеймса Росса (руководитель оркестрового направления музыкальной школы Университета Мэриленда) и Наото Отомо (дирижер Симфонического оркестра Токио).

Сотрудничал с такими дирижерами, как Клаудио Аббадо, Дэниел Хардинг, Густаво Дудамель, Теодор Курентзис, Алан Гилберт, Семен Бычков, Даниэле Гатти, Марис Янсонс, Томас Хенгельброк.

Как кларнетист выступал с Королевским оркестром Concertgebouw (Амстердам), Нью-Йоркским филармоническим оркестром, Mahler Chamber Orchestra, Фестивальным оркестром Люцерна, с оркестрами Фламандской оперы, мадридского Teatro Real и другими. Сотрудничал с камерными коллективами — Hagen Quartet, Tokyo Quartet, Julliard Quartet и Prazak Quartet.

Среди его будущих проектов — участие в спектакле «Дон Жуан» Моцарта в Teatro Real (Мадрид, апрель 2013 года).

 

Валентин Урюпин

солист (кларнет)

Один из самых успешных российских кларнетистов современности, перспективный дирижер. Обладатель Гран-при и спецприза жюри Всероссийского конкурса дирижеров им. И. А. Мусина (Кострома, 2011). Лауреат 20 международных конкурсов кларнетистов.

Родился в украинском городе Лозовая. Учился в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (начав с обучения в ЦМШ при консерватории) по классу кларнета у Евгения Петрова и по классу дирижирования у Геннадия Рождественского.

Участвовал в мастер-классах Чарльза Найдика, Жака ди Донато, Николя Бальдеру, Романа Гийо, Мишеля Летьека (кларнет), занимался у Владимира Неймера, Анатолия Левина и Владимира Понькина (дирижирование). Большое влияние на его профессиональное становление оказало творческое общение с Александром Бондурянским, Теодором Курентзисом, Мурадом Аннамамедовым, Александром Рудиным, Григорием Фридом.

 

С 2007 года Валентин Урюпин — художественный руководитель и дирижер созданного им камерного оркестра Arpeggione. В 2008—2011 был постоянным приглашенным дирижером Харьковского академического молодежного симфонического оркестра. С 2011-го — дирижер Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, а также постоянный приглашенный дирижер симфонического оркестра Государственной телерадиокомпании Республики Беларусь. Дебютировав в 2011 году в Пермском театре оперы и балета в качестве ассистента дирижера Теодора Курентзиса в опере Cosi fan tutte Моцарта, начал осваивать текущий репертуар театра.

поиск