Журнал
  • Август
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
01.11.2012
Оркестр MusicAeterna сыграет с дирижером из мадридского Teatro Real

5 ноября в 19:00 в Пермском театре оперы и балета им. П. И. Чайковского состоится симфонический концерт в исполнении одного из самых запоминающихся российских коллективов — оркестра MusicAeterna. За пульт встанет приглашенный в Пермь из Мадрида дирижер Висенте Альберола Феррандо, а сольную партию на кларнете исполнит обладатель высших наград 20 международных конкурсов Валентин Урюпин.

Основанный дирижером Теодором Курентзисом оркестр стремительно ворвался в музыкальную жизнь страны в 2006 году, представив в Москве три оперы Моцарта. Завоевав репутацию одного из самых востребованных коллективов в области аутентичного исполнительства, оркестр не ограничивается ранней музыкой, успешно сочетая в своем репертуаре сочинения разных эпох, в том числе интерпретируя партитуры ХХ века.

Испанец Висенте Альберола Феррандо (сайт дирижера) был приглашен выступить с оркестром MusicAeterna после работы с Теодором Курентзисом, с которым он познакомился в Мадриде во время подготовки проекта «Иоланта»/ «Персефона» совместно с режиссером Питером Селларсом. Для пермского концерта 5 ноября он выбрал беспроигрышную программу — популярные сочинения Бетховена, Россини и Франсе.

 

Людвиг ван Бетховен

Симфония № 7, ля мажор, op. 92 (1811—1812)

Одно из наиболее часто исполняемых произведений Людвига ван Бетховена. Автор посвятил симфонию графу Морису фон Фризу, венскому меценату, в доме которого он нередко выступал как пианист, и считал ее одним из лучших своих сочинений.

К работе Бетховен приступил в 1811 году. Потеряв слух, он, однако, надеялся справиться с глухотой и по совету врачей поселился в курортном чешском городке Теплице. Там он написал произведение, проникнутое небывалой для него оптимистичностью. Партитура была закончена в мае 1812 года. Премьера состоялась 8 декабря 1813 года под управлением автора на благотворительном концерте в пользу воинов-инвалидов в зале Венского университета. В этот же вечер была впервые исполнена «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории» (1813). Программа имела большой успех.

Музыкальные темы из Седьмой симфонии Бетховена звучат не только в экранизациях биографии великого композитора, но и в таких фильмах, как «Необратимость» (реж. Гаспар Ноэ, 2002), «Поезд на Дарджилинг» (реж. Уэс Андерсон, 2007), «Король говорит!» (реж. Том Хупер, 2010) и других.

 

Джоаккино Россини

Увертюра к опере «Сорока-воровка» (1817)

Сюжет оперы либреттист Джованни Герардини почерпнул из мелодрамы «Сорока-воровка, или Служанка из Палезо» (1815) Луи Шарля Кенье и Бодуэна д'Обиньи, основанной на реальной истории о казненной служанке, обвиненной в краже столового серебра, которое, как выяснилось позже, утащила сорока. Россини взялся за написание оперы-семисериа с азартом. Обычно музыка сочинялась у него легко и быстро, но в этот раз он никак не успевал закончить увертюру в срок. Точка была поставлена только в день премьеры оперы. По распоряжению директора La Scala композитор был заперт комнате, из окна которой он сбрасывал листы партитуры с нарождающейся музыкой. Листы тут же передавались переписчикам, а затем музыкантам.

Увертюра к опере «Сорока-воровка», поразившая публику в театре La Scala в день премьеры — 31 мая 1817 года — вступительной барабанной дробью (отсылка к эпизоду шествия главной героини на казнь) и широкой гаммой эмоциональных оттенков, до сих пор остается хитом концертных программ, являясь яркой иллюстрацией «россиниевского крещендо».

 

Жан Франсе

Концерт для кларнета с оркестром (1967—1968)

Известный британский кларнетист Джек Браймер однажды обмолвился, что блестяще исполнить соло на кларнете в этом произведении Франсе можно, «только усовершенствовав инструмент или кисти рук человека». Быстрые пассажи; две каденции в первой и последней части; скерцо и андантино, несмотря на размеренный ритм, в достаточной степени украшенные пассажами фиоритуры, требуют от музыканта максимальной концентрации и виртуозного владения инструментом. Сам автор сравнивал свое сочинение с полетом высшего пилотажа, главной особенностью которого должно быть выполнение «мертвой петли» с «очаровательными продолжительными выдержками, которые нужно играть на чудовищно длинном одном дыхании».

Концерт для кларнета с оркестром Франсе посвятил своему другу — дирижеру, преподавателю камерной музыки в Парижской консерватории и фаготисту Grand Opéra Фернану Убраду. Впервые сочинение было исполнено 20 июля 1968 года учеником Убраду — выдающимся кларнетистом Жаком Лансело.

 

Висенте Альберола Феррандо

дирижер

Успешный дирижер и виртуозный кларнетист, известный на родине — в Испании — и за ее пределами. Солист (кларнет) Мадридского симфонического оркестра и парижского оркестра Les Dissonances, главный дирижер Sofia Symphony Orchestra, приглашенный дирижер Teatro Real (Мадрид), а также Оркестра Национальной академии Санта-Чечилия (Рим). Обладатель бронзовой медали Симфонического оркестра Мадрида, приуроченной к столетию коллектива.

Родился в Валенсии. Начал заниматься музыкой в семь лет. Окончил Музыкальную консерваторию Валенсии по классу кларнета, затем продолжил обучение в Королевской консерватории Антверпена (Бельгия) у профессора Вальтера Бойкинса. Дирижерскому мастерству учился под руководством Алана Гилберта (главный дирижер Нью-Йоркского филармонического оркестра), Джеймса Росса (руководитель оркестрового направления музыкальной школы Университета Мэриленда) и Наото Отомо (дирижер Симфонического оркестра Токио).

Сотрудничал с такими дирижерами, как Клаудио Аббадо, Дэниел Хардинг, Густаво Дудамель, Теодор Курентзис, Алан Гилберт, Семен Бычков, Даниэле Гатти, Марис Янсонс, Томас Хенгельброк.

Как кларнетист выступал с Королевским оркестром Concertgebouw (Амстердам), Нью-Йоркским филармоническим оркестром, Mahler Chamber Orchestra, Фестивальным оркестром Люцерна, с оркестрами Фламандской оперы, мадридского Teatro Real и другими. Сотрудничал с камерными коллективами — Hagen Quartet, Tokyo Quartet, Julliard Quartet и Prazak Quartet.

Среди его будущих проектов — участие в спектакле «Дон Жуан» Моцарта в Teatro Real (Мадрид, апрель 2013 года).

 

Валентин Урюпин

солист (кларнет)

Один из самых успешных российских кларнетистов современности, перспективный дирижер. Обладатель Гран-при и спецприза жюри Всероссийского конкурса дирижеров им. И. А. Мусина (Кострома, 2011). Лауреат 20 международных конкурсов кларнетистов.

Родился в украинском городе Лозовая. Учился в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (начав с обучения в ЦМШ при консерватории) по классу кларнета у Евгения Петрова и по классу дирижирования у Геннадия Рождественского.

Участвовал в мастер-классах Чарльза Найдика, Жака ди Донато, Николя Бальдеру, Романа Гийо, Мишеля Летьека (кларнет), занимался у Владимира Неймера, Анатолия Левина и Владимира Понькина (дирижирование). Большое влияние на его профессиональное становление оказало творческое общение с Александром Бондурянским, Теодором Курентзисом, Мурадом Аннамамедовым, Александром Рудиным, Григорием Фридом.

 

С 2007 года Валентин Урюпин — художественный руководитель и дирижер созданного им камерного оркестра Arpeggione. В 2008—2011 был постоянным приглашенным дирижером Харьковского академического молодежного симфонического оркестра. С 2011-го — дирижер Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, а также постоянный приглашенный дирижер симфонического оркестра Государственной телерадиокомпании Республики Беларусь. Дебютировав в 2011 году в Пермском театре оперы и балета в качестве ассистента дирижера Теодора Курентзиса в опере Cosi fan tutte Моцарта, начал осваивать текущий репертуар театра.

поиск