17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
  • Ноябрь
26.11.2012
Прыжок в XXI век. Премьера балета The Second Detail Уильяма Форсайта в Перми

Это нужно видеть. 28 и 29 ноября в 19:00 труппа Пермского балета кардинально преобразится. Поводом станет премьера балета The Second Detail/ «Вторая деталь» Уильяма Форсайта, легендарного хореографа, одного из главных теоретиков и практиков танцевального искусства конца ХХ — начала XXI века, чье имя в мировой истории балета стоит следом за Джорджем Баланчиным. Это будет первое исполнение The Second Detail в России, а пермяки станут третьей отечественной балетной компанией, после артистов Мариинки и Большого, кто не побоялся станцевать сложнейшие па реформатора неоклассики. 

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета, художественный руководитель премьеры балета The Second Detailв Перми:

— Российская повестка в балете такова, что публика слабо представляет себе, кто такой Уильям Форсайт и какое положение он занимает в иерархии хореографов. Рядом с его именем нередко пишут слово «модерн», имея в виду нечто современное, но непонятно что. На самом деле хореография Форсайта очень «классична». Вслед за Джорджем Баланчиным Форсайт определил развитие классического танца в ХХ веке, став на несколько десятилетий главным представителем направления в танцевальном искусстве, именуемым «неоклассикой». Можно проследить прямую традицию: Петипа — Баланчин — Форсайт. Это люди, которые кардинальным образом повлияли на историю балетного танца и пуантной лексики. В репертуаре пермской труппы есть классическое наследие Петипа, мы исполняем программные и эксклюзивные балеты Баланчина и отныне готовы представить хореографию Форсайта. 

Не ученик Джорджа Баланчина, но его творческий последователь, хореограф с американскими корнями Уильям Форсайт далеко шагнул в развитии пуантного танца. Ему приписывают деконструкцию классики, но компании по всему миру почитают за честь иметь в репертуаре его постановки. В нашей стране до сих пор этим правом обладали только Мариинка и Большой театр. Своих главных успехов Форсайт добился в Европе. С 1984 по 2004 год он возглавлял труппу Франкфуртского балета (Ballett Frankfurt), построив ей репутацию одной из самых прогрессивных в мире. В 2004 году он основал собственную труппу — Forsythe Company. Начиная с этого времени Форсайт создает новые постановки исключительно для своей труппы. В других театрах по всему миру идут его более ранние балеты, которые переносят ассистенты хореографа из числа танцовщиков франкфуртского периода, признанного историками «классическим» в его творчестве. 

The Second Detail Форсайт сочинил как раз в разгар франкфуртского периода, в начале 1990-х. 14 танцовщиков в лаконичных небесно-голубых костюмах под изобретательный синтетический бит постоянного соавтора Форсайта, голландского композитора Тома Виллемса иллюстрируют характерный прием хореографа — внезапное зарождение движения в разных группках танцевального ансамбля, сопровождаемое характерными «изломами» и сверхвывортными позами. 

Алексей Мирошниченко:

— The Second Detail — один из хрестоматийных балетов Уильяма Форсайта. И в России он до сих пор оставался неизвестным. В действительности The Second Detail концептуальнее других балетов, исполнявшихся в прежние годы в Мариинском театре — и In The Middle, Somewhat Elevated, и The Vertiginous Thrill of Exactitude, и Steptext — и в Большом театре — Herman Schmerman. В этом балете как никогда ярко воплощена идея точек в пространстве, в которых зарождается движение, и каждый жест танцовщиками исполняется супервыворотно и суперточно. В The Second Detail видно, как Форсайт синтезировал классическую традицию пуантного танца с новаторскими идеями основоположника направления «модерн» Рудольфа Лабана и окрасил все в свой цвет. В результате мир получил Леонардо да Винчи от балета. 

Ассистент хореографа Ноа Гелбер, сам в прошлом артист Ballett Frankfurt, четко следует методу своего учителя. Для Форсайта важны не только физические данные танцовщика, но и его интеллект, разносторонность мышления и понимание хореографии, а не простое, пусть и чистое, копирование движений.  

Ноа Гелбер, ассистент хореографа:

— Форсайт избрал своим методом научный философский подход. Он работает с теми, кто много читает и разбирается в разных областях жизни. Когда я танцевал в его труппе, я многое изучал дополнительно, и потом мы обсуждали то, что мне удалось узнать. К примеру, как-то раз Форсайт предложил мне почитать произведения Сэмюэла Беккета и взглянуть на них с точки зрения архитектуры. Суть заключалась в том, чтобы посмотреть на вещи под другим углом, увидеть что-то нетипичное. Это была настоящая университетская работа. Все, кто работает с Форсайтом, говорят и думают по-другому. 

Уже на первой сценической репетиции артисты Пермского балета проявили чуткое понимание языка Форсайта, чем вызвали одобрение Ноа Гелбера. Сегодня до премьеры остается всего два дня, и можно смело говорить: придя 28 и 29 ноября в театр, публика по-хорошему не узнает артистов — они откроются совершенно в новом качестве. 

Алексей Мирошниченко:

— Пропустив через себя тексты Форсайта, артисты, как правило, еще лучше исполняют классическую хореографию. В то время как Баланчин прочищает мозги, Форсайт прочищает тело. Артисты с классической школой танца после его хореографии начинают лучше цепляться за пол, лучше вращаться, у них уходит зажим из плечевого пояса. Весь двигательный аппарат начинает работать четче. Поэтому «профилактика Форсайтом», в особенности для российских танцовщиков, полезна как в эстетическом, так и в практическом плане. 

Премьера балета The Second Detail, продолжительностью в 22 минуты состоится в один вечер с двумя одноактными балетами из текущего репертуара театра —«Вариациями на тему рококо» Алексея Мирошниченко и Souvenir Дагласа Ли. Все три вещи соответствуют периоду поздней неоклассики. Этим балетным вечером пермская труппа представляет третью стадию развития классического танца на пуантах в ХХ веке после эпохи Баланчина и Форсайта и переходит в XXI век.

поиск