15 октября 2019
Сегодня
17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
  • Ноябрь
08.09.2014
В Пермском театре оперы и балета прозвучат все симфонии Бетховена

В сезоне 2014/2015 музыканты Пермского театра оперы и балета сыграют все симфонии Бетховена 

8 сентября в 19:00 в исполнении оркестра musicAeterna и маэстро Теодора Курентзиса первыми в цикле прозвучат Пятая и Седьмая симфонии великого венского классика.

Вклад Бетховена в мировую культуру определяется во многом его симфоническими произведениями. Именно в симфониях наиболее полно воплотились и его мировоззрение, и основные художественные принципы. Всего у Бетховена 9 симфоний (10-я осталась в эскизах). По сравнению со 104-мя гайдновскими или 41-й моцартовской это немного, но каждая из них — веха. Музыкальные темы из них очень известны. К Седьмой симфонии Бетховена нередко обращаются режиссеры кино. Фрагменты из нее можно услышать в таких фильмах, как «Необратимость» (реж. Гаспар Ноэ, 2002), «Поезд на Дарджилинг» (реж. Уэс Андерсон, 2007), «Король говорит!» (реж. Том Хупер, 2010) и других. Поистине всенародной любовью пользуется Пятая симфония. Ее первые удары (сам композитор называл ее также «Симфонией судьбы» (Schicksalssymphonie — нем.)) с легкостью узнает даже редкий слушатель классической музыки.

Для театра оперы и балета, который носит имя П. И. Чайковского, исполнение цикла симфоний Бетховена имеет особое значение: симфонизм Чайковского берет начало в творчестве Бетховена. Для Петра Ильича бетховенское творчество всегда оставалось высшим образцом совершенной гармонии формы и содержания, равновесия стихийно-эмоционального и рационально-организующего начала. Он писал в одном из писем князю Константину Константиновичу: «...изучая его, изумляешься, до чего у этого гиганта между всеми музыкантами все одинаково важно, все полно значения и силы и вместе с тем, как он умел сдерживать невероятный напор своего колоссального вдохновения и никогда не упускал из виду равновесия и законченности формы».

Симфония № 5 до минор, op. 67 — одна из самых популярных симфоний великого Бетховена и одно из величайших музыкальных творений в истории. Бетховенская мощь и его новаторство в подходе к инструментовке слились в Пятой воедино, превратив ее в произведение неповторимого образца. Включение в партитуру финала партии трех тромбонов означало важнейший шаг в развитии симфонического оркестра: это было началом периода в истории, когда медная группа обрела самостоятельное значение. Ничего подобного прежде не случалось.

Симфонию № 7 ля мажор, op. 92 Бетховена Вагнер называл «апофеозом танца». Эта характеристика относится преимущественно к первой, третьей и четвертой частям симфонии. Вторая же — знаменитое Allegretto, ритм которого ассоциируется с мерным, сосредоточенным шествием, — находится на особом счету у музыкантов, они нередко исполняют эту часть симфонии как самостоятельный концертный номер.

После концерта в Перми музыканты театра исполнят эту программу в Екатеринбурге на III Симфоническом форуме России. Концерт состоится 12 сентября в 19:00 в Большом зале Екатеринбургской филармонии.

Следующий концерт из цикла «Все симфонии Бетховена» в Пермском театре оперы и балета пройдет 21 октября. В этот раз оркестр musicAeterna под управлением Мартина Зандхоффа исполнит Первую симфонию Бетховена, а вместе с ней — 38-ю симфонию В. А. Моцарта.

 

поиск