15 октября 2019
Сегодня
17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
  • Ноябрь
22.10.2014
Запрещенная опера прозвучит в Перми

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий в России, на сцене Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского прозвучит «неизвестный» шедевр XX века. Опера «Пассажирка» Мечислава (Моисея) Вайнберга будет представлена в концертном исполнении Оперного хора, хора и оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. За час, в 18:00, начнется посвященная событию лекция музыковеда Анны Фефеловой.

Опера Вайнберга «Пассажирка» стоит особняком в списке музыки, посвященной памяти жертвам фашизма. Среди полусотни музыкальных произведений о Холокосте (начиная от «Выжившего из Варшавы» Арнольда Шёнберга до «Разных поездов» Стива Райха) ее отличает «мягкий» (учитывая остроту темы) музыкальный характер.

По сюжету, на трансатлантическом лайнере через 15 лет после окончания Второй мировой встречаются бывшая надзирательница Освенцима Лиза и выжившая в заключении Марта, и эта встреча поднимает со дна памяти обеих тяжелые воспоминания. Сюжет новеллы польской писательницы Зофьи Посмыш, основанный на мемуарах бывшей узницы концлагеря, оказался близок Моисею Вайнбергу, потерявшему в ходе Второй мировой войны семью.

Долгие годы партитура оперы лежала на полке, хотя ею восхищался Дмитрий Шостакович, называя произведение «мастерским, совершенным по стилю и форме», характеризуя оперу как «гимн человеку, гимн интернациональной солидарности людей против самого страшного в мире зла — фашизма», а самого Вайнберга — одним из выдающихся композиторов современности. О теплых дружеских отношениях двух композиторов множество свидетельств. Шостакович пытался вызволить Вайнберга из «Бутырки», куда он попал по обвинению в «еврейском национализме». 78 дней и ночей в одиночной камере, после, по всей вероятности, Вайнберга ждала казнь или ссылка. Сама жизнь, трагические повороты судьбы заставили композитора писать о страшных событиях, свидетелем которых он стал. Выйдя на свободу, Вайнберг продолжал творить до самых последних дней. Он ушел из жизни в 1996-м.

Композитор Моисей Вайнберг одновременно известен и неизвестен слушателям. Именно Вайнберг написал замечательную музыку к популярным советским кинофильмам и мультфильмам (их более 60).  Не зная имени автора, многие знают и любят запоминающуюся музыку из лент «Укротительница тигров», «Летят журавли», «Афоня», «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух» и пр.

Однако, по большому счету, мы почти не знаем музыки Вайнберга. По свидетельству вдовы композитора, Ольги Вайнберг, около 70% его произведений не опубликовано даже в виде нот. Наследие Вайнберга включает 19 симфоний, 2 симфониетты, 2 камерные симфонии, 7 опер, 3 оперетты, 2 балета, 17 струнных квартетов, Квинтет, 5 инструментальных концертов и множество сонат. Все эти сочинения исполняются редко. Опера «Пассажирка» ждала своего часа 42 года: в сценическом воплощении она впервые была представлена публике лишь в 2010 году на фестивале в Брегенце (Австрия) в постановке режиссера Дэвида Паунтни и дирижера Теодора Курентзиса.

В сценическом варианте герои оперы «Пассажирка»  говорили на восьми языках: русском, польском, немецком, французском, греческом, идиш, чешском, английском. В Перми концертное исполнение предполагает лишь один язык — русский. Всё время на сцене будет находиться сводный хор (певцы musicAeterna и Оперный хор), всего около 80 человек.

Виталий Полонский, главный хормейстер Пермского театра оперы и балета:

— В музыкальном жанре «евангельские страсти» хор исполняет вступительную и заключительную  части, которые вводят в особенное эмоциональное состояние, хоралы, которые описывают реальность, а также становится  непосредственным участником действия. В опере «Пассажирка» можно найти некоторые аналогии  с такими ролями хора, по ходу спектакля он представляет то заключённых, то пассажиров, то немецких офицеров, то — обычных зрителей из другого времени. Более того, хор иногда представляет и внутренний голос героя, транслирует его мысли.

В этом сезоне в театре оперы и балета будут представлены и другие произведения Мечислава Вайнберга. Услышать их можно будет в цикле камерных концертов «Музыка для нас» 17 января 2015, вместе с сочинениями Дмитрия Шостаковича, Арво Пярта и Арно Бабаджаняна.

Состав постановщиков и исполнителей

поиск