23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
  • Ноябрь
28.04.2015
Двойной юбилей в Пермской опере

В Пермском театре оперы и балета пройдет фестиваль, посвященный 175-летию Петра Ильича Чайковского и 50-летию с момента присвоения театру имени композитора. В течение 10 дней будут исполнены все балеты гения, две оперы, которые относят к вершине его мастерства, а также симфонические и камерные сочинения композитора.

На сцене Пермской оперы в разные годы были поставлены все сценические произведения композитора — три балета и восемь законченных опер. К 1965 году, когда Пермскому театру оперы и балета было присвоено имя Петра Ильича Чайковского, в репертуаре уже значилось шесть из восьми законченных опер. Причем среди первых постановок были «Чародейка» и «Орлеанская дева», спектакли, которые редко включаются в репертуар театров: считается, что слушатели находят их скучными и затянутыми. Пермская же публика сломала стереотип, продемонстрировав вкус: «Орлеанская дева» сохраняется в репертуаре театра с 1969 года!

«Когда в 1965 году театру было присвоено имя Петра Ильича Чайковского, уроженца Прикамья, все мы пришли к решению: чтобы действительно иметь право называться Домом Чайковского, надо включить в репертуар все восемь его опер», — писал Иосиф Келлер, главный режиссер театра с 1947 по 1975 год, в своей книге воспоминаний «Репетиции. Спектакли. Встречи».

«Пиковая дама» к тому моменту в репертуаре театра уже была, первая постановка ее в Пермской опере датируется 1928 годом. Этой оперой в концертном исполнении 3 мая откроется Фестиваль Чайковского. Последнюю из опер Чайковского музыковеды называют и самой симфоничной — из-за драматургической композиции сквозного развития нескольких постоянных тем. За дирижерский пульт встанет Андрей Данилов, на одной сцене выступят артисты Пермского оперного — Лариса Келль, Татьяна Каминская, Надежда Бабинцева, Михаил Наумов, а также приглашенные солисты: тенор из Большого театра Роман Муравицкий, баритон Борис Пинхасович из Михайловского театра и бас из Мариинского театра Эдуард Цанга. Как утверждает Юрий Келдыш, только над двумя операми из десяти Чайковский работал с горячей увлеченностью, доходившей, по собственному признанию композитора, до «самозабвения»: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» — вторую можно будет увидеть на Фестивале Чайковского в сценической версии 6 мая. Заглавную партию исполнит Владимир Целебровский из Мариинского театра, а в трепетную Татьяну перевоплотится на сцене Зарина Абаева.

В операх Чайковского нашла наиболее полное отражение художественная концепция композитора, в центре которой — глубокий психологизм, отражение сложных движений души в острых и напряженных драматических ситуациях. Балеты Чайковского, в отличие от реалистичных опер, наполнены прекрасной романтической фантазией и вымыслом. Однако отношение композитора к балету было весьма серьезно, он не видел причин, почему музыка в балете (которая в то время была скорее в подчиненном танцу положении) не может стоять на уровне оперной или симфонической. Поэтому в музыку каждого из своих трех балетов Чайковский вносит новый обогащенный смысл и подчиняет ее развитию целостного драматургического замысла. «Лебединое озеро» зрители увидят 4 мая, «Щелкунчика» — в день рождения композитора, 7 мая, «Спящую красавицу»11 мая.

Произведения для камерного инструментального ансамбля составляют сравнительно небольшую в количественном отношении, но важную и характерную часть творчества Чайковского. 5 мая артисты оркестра musicAeterna в Доме Дягилева исполнят Секстет для струнных «Воспоминание о Флоренции» и Струнный квартет № 1. Куда больше у композитора камерных произведений для вокалистов — они были для Чайковского своего рода лирическим дневником: многие мотивы, воплощенные в его крупных произведениях оперного или симфонического плана, впервые прозвучали в романсах. Камерную программу под названием «П. И. Чайковский — Н.Ф. фон Мекк: Роман в письмах» солисты оперы представят 7 мая в Доме Смышляева.

Завершится фестиваль Гала-концертом 13 мая. За пульт встанут Теодор КурентзисВалентин УрюпинАртем АбашевАндрей Данилов и Петр Белякин. Оркестр musicАeterna, Большой симфонический оркестр театра и солисты оперы исполнят сочинения и фрагменты из опер и балетов Петра Чайковского, в том числе Итальянское каприччио, письмо Татьяны и ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин», «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, увертюру и арию Лизы из оперы «Пиковая дама» и знаменитый танец снежинок и адажио из балета «Щелкунчик».

Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского:

— Этот фестиваль посвящен выдающейся личности, величайшему художнику, который когда-либо рождался на этом свете, и, естественно, самому важному музыканту России — Петру Ильичу Чайковскому, истинно русскому композитору. К какому бы либретто он не писал свою музыку — прованская история об Иоланте, французская легенда об Орлеанской деве, немецкая сказка о девушке, превращенной в лебедя, — он везде находил возможность использовать русские мотивы. И это несмотря на то, что в XIX веке у русской интеллигенции всё русское было под негласным запретом, считалось дурным вкусом, mauvais tone, как тогда говорили, даже язык образованных людей был французский, а не русский. А Чайковский начал популяризировать русскую культуру — во всех произведениях, в том числе и основанных не на русских историях. И это была большая смелость в то время.

Обращаем ваше внимание, что 8 мая в рамках European Opera Days в театре состоится День экскурсий «Оперный трип». С 14:00 до 20:00 каждые 15 минут будет начинаться экскурсия по театру, на которой можно будет узнать о его богатой истории, заглянуть в репетиционные классы и узнать, что на дне оркестровой ямы. А 12 мая пройдут торжественные концерты ко Дню Победы, в программе — песни военных лет. 

поиск