Журнал
  • Июль
    01
05.05.2015
На международном Дягилевском фестивале — 2015 спляшут «Вакханки»

В программе Дягилевского фестиваля — изменения: по независящим от фестиваля причинам показ спектакля «Алиса» Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова отменен, вместо него будет представлен спектакль Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ«Вакханки». Показы начнутся в 17:00 и 20:00 29 мая в павильонах Пермской ярмарки.

Премьера постановки режиссера Теодороса Терзопулоса (Греция) «Вакханки» состоялась 26 января 2015 года и стала официальным открытием нового московского творческого пространства — Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ, который унаследовал черты предшественников: кинотеатра (Электротеатр АРС), Оперно-драматической студии Станиславского и драматического театра имени К. С. Станиславского.  Художественный руководитель Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ Борис Юхананов говорит, что «труппа с удовольствием отправляется в самые разнообразные приключения, участвуя в таких сложнейших режиссерских стилях, как стиль Теодороса Терзопулоса». Критики отметили премьеру: «Академичное и возвышенное зрелище в какие-то моменты вдруг переставало быть таковым и пробирало тебя до печенок» (Ведомости), «отличный сценический и музыкальный дизайн, истовая протагонистка Елена Морозова в роли Диониса, радость узнавания перевода Иннокентия Анненского — не говоря уже о сверхактуальной для России начала 2015-го фабуле об оскорблении чувств верующих и помутившемся разуме». (Colta)

Спектакль «Вакханки» стал обращением к истокам сценического искусства, к античной трагедии, театральным воплощением конфликта инстинкта и разума. Правитель Фив Пенфей отказывается признать Диониса богом. В отместку бог природы, вина и вдохновения лишает рассудка всех женщин города, включая мать Пенфея Агаву, и уводит их на гору Киферон, а после — хитростью заманивает на гору и самого Пенфея, где ему предстоит в полной мере познать могущество Диониса.

Теодорос Терзопулос выступил не только режиссером, но также и автором сценической адаптации, сценографом, художником по костюмам, автором светового и хореографического решения спектакля. В постановке по тексту Еврипида использован перевод Иннокентия Анненского (1894) — самый мелодичный и мелодраматический перевод «Вакханок» на русский язык.

Теодорос Терзопулос о спектакле «Вакханки»:

— Идея у трагедии большая, и энергия на сцене должна быть большая. Ты видишь бога в образе человека, ты видишь богов на сцене, слушаешь диалоги людей и богов — это не семейная история. Это религиозный, сакральный театр, отличающийся от психологической драмы.

Энергию древнегреческого театра, дионисийского буйства Терзопулос помещает в четкую форму, свойственную его спектаклям. Режиссер соединяет российскую театральную традицию с традицией древнегреческой трагедии, зрелых актеров труппы Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ — с актерами младшего поколения. Главную роль в спектакле — бога Диониса — играет прима Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ Елена Морозова.

Елена Морозова, актриса, исполнительница роли Диониса:

— Меня занимало то, что пропагандирует Дионис. Мегаполисы сковывают душу, из-за них все болезни. Так считает Терзопулос, и я с ним согласна. Однажды сказала ему: «Если б я была правителем, то разрешила бы ходить голой всем, кто хочет». Теодорос сказал, что я мыслю, как Дионис, мы посмеялись, а потом он назначил меня на эту роль. На репетициях Теодорос говорил: «Надо впустить в себя Диониса, дать ему свободу. Драма — в груди, артист буржуазного театра играет грудью, а греческая трагедия живет внизу. Дионис принес нам эту технику».

поиск