Журнал
  • Август
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
18.05.2016
Аутентичность и новаторство: начались репетиции оперы «Травиата»

17, 18 и 19 июня состоится самая ожидаемая оперная премьера 144-го сезона в Пермском театре оперы и балета: публике представят оперу «Травиата» Джузеппе Верди в версии Роберта Уилсона. Постановка посвящена памяти импрессарио Жерара Мортье. 


OLAF STRUCK / LANDESTHEATER LINZ

Копродукция Пермского театра оперы и балета, Unlimited Performing Arts (Дания), Landestheater Linz (Австрия) и Théâtres de la Ville de Luxembourg (Люксембург) предстанет перед гостями Дягилевского фестиваля в отличном от австрийской премьеры виде: лаконичные сценические решения будут изменены под историческую сцену Пермской оперы, а Теодор Курентзис представит свою музыкальную трактовку одной из величайших опер в истории.

Теодор Курентзис, художественный руководитель Дягилевского фестиваля, музыкальный руководитель и дирижер оперы «Травиата»:

— Я неоднократно работал над «Травиатой» Верди, и каждый раз нахожу там новые смыслы. В этот раз мы поставили себе задачей добиться аутентичности в прямом смысле этого слова: очистить музыку от слоя интерпретаций, избавиться от представлений, навязанных нам традициями и восстановить оперу такой, как ее видел Верди. А он был очень щепетилен во всем: от нюансов партитуры до подбора солистов. Источников множество: и письма композитора, и материалы о премьере, о ее подготовке. Эта цель перекликается с подходом режиссера Боба Уилсона: он тоже трактует спектакли вопреки сложившимся традициям оперы середины XX века.

Эстетика спектаклей крупнейшего американского режиссера Роберта Уилсона, которого причисляют к основателям «театра художника», действительно не похожа на привычную. Светящиеся задники его спектаклей, статичная, и даже статуарная эксцентрика и фантастический грим артистов складываются в особенную, узнаваемую, «фирменную» картинку. Огромное значение в ее создании имеет свет: на репетиции и отработку световых схем отведено 80 часов! Чтобы все было идеально — театр набрал волонтеров-статистов, на которых и будет отрабатываться сценический свет.

Мизансценические репетиции солистов идут на двух площадках: в театре и в ДК им. Ленина, так оба состава имеют достаточно времени, чтобы подготовиться. А пробы грима и примерки костюмов начались еще два месяца назад: сложные, даже сюрреалистические детали образов требуют идеального исполнения и вызывают вздох удивления — красиво, порой даже слишком. И сам факт того, что ярчайший представитель формального театра поставил чувственную оперу Верди, — уже интрига.

Никола Панцер, ассистент режиссера:

— Роберт Уилсон, с которым я работаю с 1988 года, развивает свою идею театра, театра абстрактного, очень отличного от психологического. Происходящее на сцене не имеет ничего общего с естественностью, с «нормальной жизнью», а всем элементам спектакля придается одинаковое значение: и музыке, и тексту, и свету, и движениям — очень формальным, но очень осмысленным. И каждый из элементов создает полотно спектакля на своем уровне: наслаиваясь, они создают объемную картину. Причем зрителю дается свобода трактовать эти комбинации по-своему. Уилсон никогда не навязывает свою точку зрения, не говорит «Что это?», он только ставит этот вопрос, но никогда на него не отвечает, предоставляя это право аудитории.

Трактовать формальные жесты и движения по-своему, наполняя индивидуальной энергетикой и смыслом, придется и солистам, и хору. Им предстоит нелегкая задача удержаться в рамках ограниченных выразительных средств (движений не много, все они пронумерованы) и не потерять при этом эмоционального напряжения. Представлять историю куртизанки Виолетты Валери, чья любовь к Альфреду Жермону, с одной стороны, разрушается отцом кавалера, а с другой — становится невозможной из-за ее болезни и смерти в финале, готовятся два состава солистов. Один — интернациональный, другой — полностью из российский исполнителей, за единственным исключением, пермских.

Премьера состоится 17, 18 и 19 июня, обращаем ваше внимание, что 17 и 19 июня постановкой будет дирижировать Теодор Курентзис, 18 июня — Валентин Урюпин. 

поиск