Журнал
  • Август
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
16.09.2016
90 лет Пермскому балету

Сегодня слова «Пермь» и «балет» немыслимы друг без друга. Бренд «Пермский балет» известен во всем мире. Это и труппа Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, и школа — Пермское государственное хореографическое училище. Труппе в 2016 году исполнилось 90 лет, а училище в 2015-м отпраздновало 70-летний юбилей.

Возможности артистов и широту современного репертуара покажут гала-концерты, которые состоятся 24 и 25 сентября. В программу включены как академические вариации, так и современные номера. Первый концерт будет транслироваться онлайн по подписке на сайте parterreonline.com. С 13 сентября там же, в течение месяца по подписке, открыт доступ к архивным спектаклям: уже сейчас можно посмотреть «Даму пик», с 16 сентября — «Раймонду», а с 21 сентября  — «Маэстро» и «Танго». Кроме того, доступен к просмотру балет «Лебединое озеро» от 3 сентября этого года.

Первой знаменательной датой в истории Пермского балета принято считать 2 февраля 1926 года. Это день премьеры балета «Жизель» в постановке танцовщика и педагога Бориса Щербинина, выпускника хореографической школы Большого театра. В спектакле принимали участие воспитанники танцевальной студии при Пермском театре, которой в тот период руководил Щербинин.

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета:

— В этом году мы отмечаем 90-летие Пермского балета. Это, конечно, условная дата, потому что по-настоящему балет здесь появился во время Великой Отечественной войны. В годы эвакуации в Молотове, как тогда называлась Пермь, выступали лучшие по тем временам артисты: Галина Уланова, Константин Сергеев, Татьяна Вечеслова, Наталия Дудинская, Фея Балабина, Алла Шелест, Семен Каплан и другие.  Пермская публика познакомилась с разнообразным репертуаром, состоящим из классики и лучших советских балетов.

Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) в Пермь, которая тогда называлась Молотовым, были эвакуированы Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский театр) и Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой). За три сезона, которые Кировский театр провел в Перми, были показаны оперы и балеты 27 наименований и даны 1008 спектаклей.

В 1945 году, по образцу Ленинградского, возглавляемого в те годы Агриппиной Вагановой, было открыто Пермское хореографическое училище. После отъезда ленинградцев его возглавила в качестве художественного руководителя балерина Кировского театра Екатерина Гейденрейх. Собственная школа стала фундаментом для крепнущего с каждым годом Пермского балета. Добавим к этому проводимый в Перми с 1988 года Открытый конкурс молодых артистов балета «Арабеск», который с 2012 года носит имя великой балерины Екатерины Максимовой, — и получим внушительную подготовительную базу.

Начиная с 1965 года — с первых призов выпускников Пермского хореографического училища Риммы Шлямовой и Льва Асауляка на Международном конкурсе в Варне, — в балетном мире начали говорить об узнаваемом — Пермском — стиле танца. Он окончательно сформировался к 1970-м.

Алексей Мирошниченко:

— Труппа Пермского балета уникальна тем, что она почти целиком состоит из выпускников одной — пермской — школы. И это самовоспроизводящаяся труппа. Редко кто по окончании училища сразу приходит в театр на позицию солиста. Артисты вырастают и определяются уже в процессе, в работе находят свои амплуа. И здесь возникает еще одно уникальное качество Пермского балета. У нас очень разнообразный репертуар. Мы не можем предложить артистам высоких зарплат и идеальных условий работы в театре — в том не наша вина, архитектурные особенности здания театра тоже не позволяют нам многого. Но мы можем предложить им партии, которые они могут станцевать только у нас. Это, на самом деле, серьезное конкурентное преимущество.

«Золотой фонд» Пермского балета  сегодня составляют шедевры мировой классики: «Лебединое озеро»«Спящая красавица»«Дон Кихот»«Сильфида», «Видение розы», «Шопениана». Пермская труппа стала одной из первых в России исполнять балеты величайшего хореографа ХХ века Джорджа Баланчина (сейчас в репертуаре театра 12 балетов мастера), а вслед за тем хореографию Джерома Роббинса. Только пермяки исполняют «Свадебку» Иржи Килиана и The Second Detail Уильяма Форсайта, «Конькобежцев» сэра Фредерика Аштона, а также «Ромео и Джульетту» и «Зимние грёзы» сэра Кеннета Макмиллана.

В 2011 году балет «Шут» Сергея Прокофьева спустя 90 лет со дня первой премьеры был вновь явлен миру в приближенных к оригиналу декорациях и новой хореографии Алексея Мирошниченко. В 2013-м на основе не исполнявшихся ранее партитур Адольфа Адана появился абсолютно новый балет «Голубая птица и принцесса Флорина», а в 2015-м состоялась премьера вечера одноактных балетов «Оранго» и «Условно убитый» на вновь открытую музыку Дмитрия Шостаковича.

СПРАВКА

Значительный вклад в формирование уникального пермского репертуара внес хореограф Марат Газиев, руководивший труппой с 1960 по 1967 год. Начало его балетмейстерской деятельности, ознаменованное новаторскими решениями, совпало с кризисом хореодрамы и утверждением хореографического симфонизма. С 1971 по 1977 год Пермский балет возглавлял Николай Боярчиков. Его период был настолько успешным и резонансным, что критики назвали эти шесть лет «золотым веком» в истории пермской труппы. В 1980—1983 главным балетмейстером был хореограф неоклассического направления Георгий Алексидзе. Новый подъем Пермский балет испытал с приходом в театр Владимира Салимбаева (1983—1989), который работал с уральским литературным и музыкальным материалом, а вершиной его творческой деятельности в Перми стал балет «Спартак». С 1989 по 2002 год труппу возглавлял Кирилл Шморгонер, в прошлом сам танцевавший здесь ведущие партии. Его сменила на посту художественного руководителя балета также ранее успешная балерина — Наталья Ахмарова (2002—2009). С 2009 года Пермским балетом руководит хореограф Алексей Мирошниченко, окончивший Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой и затем работавший в Мариинском театре. 

поиск