Журнал
  • Июль
    01
    02
    03
    04
    05
    06
08.02.2017
Новаторство vs традиция в Пермской опере: единство и борьба противоположностей в двух российских симфонических премьерах

18 февраля в Пермском театре оперы и балета состоится концерт оркестра и хора musicAeterna. В программе — российские премьеры современных композиторов: Концерта для скрипки с оркестром Cloud Ground Сергея Невского, солисткой выступит Елена Ревич (скрипка), и Coro для 40 голосов и 44 инструментов Лучано Берио. В качестве «эталона» симфонического звучания будет исполнен мотет Иоганна Себастьяна Баха.

Соединение в одной программе, казалось бы, абсолютно не сочетаемых сочинений XVIII, XX и XXI веков позволяет раскрыть в полной мере их особенности. И в скрипичном концерте Cloud Ground Невского, и в Coro Берио, и в мотете «Komm, Jesu, komm» Баха новаторские элементы находятся в очень причудливом взаимодействии с элементами традиционного письма. В каждом из произведений привычные составляющие узнаваемы, но преломлены под каким-то новым углом.

Концерт для скрипки с оркестром Cloud Ground создан по заказу Теодора Курентзиса. Он задумывался для скрипачки Елены Ревич и был представлен в ее исполнении впервые в 2016 году на музыкальном фестивале Eclat в Штутгарте — в сопровождении Симфонического оркестра Штутгартского радио под управлением Эмилио Помарико.

Сергей Невский, композитор:

— Название моей вещи Cloud Ground — «облачный граунд» — отсылает сразу к двум метафорам: облачному хранилищу данных как метафоре культурной памяти, традиции инструментального концерта, с которой мы волей-неволей взаимодействуем; и граунду — английской барочной модели вариаций на бас, как правило, с очень короткой темой, типичной для творчества Бёрда, Пёрселла или Гиббонса. Формально концерт отсылает к так называемой гибридной форме, изобретенной Листом и сочетающей в себе черты сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла. Есть агрессивное быстрое начало, лирическая кантилена, свободная, немного джазовая фантазия, переходящая в сольную каденцию, и быстрый финал.

Coro (с итальянского «хор»)для 40 голосов и 44 инструментов Лучано Берио посвятил своей жене Талии. В большом часовом симфоническом полотне на стихи Пабло Неруды из сборника «Место жительства — Земля» и народных песен о любви и работе, композитор возвращается к фольклору, однако практически без заимствований и прямых цитат (исключение — хорватская народная мелодия и автоцитата из знаменитых «Криков Лондона»). Фольклорный характер проявляется в разнообразных техниках и способах звукоизвлечения. Таким образом, название Coro относится не только к хору голосов и инструментов, но и к «хору» различных методов, от африканской гетерофонии (в классификации Симхи Арома) до полифонии.

Исполнив Coro первыми в России, весной артисты хора musicAeterna представят его также на больших гастролях по Италии, Германии и Франции.

За час до начала концерта зрители, купившие билеты на представление, получают возможность бесплатно посетить лекцию о предстоящем концерте. Ведущая — музыковед Анна Фефелова. 

поиск