17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
  • Ноябрь
28.02.2018
Пермская опера готовит премьеру в постановке мастеров барочного театра

В марте — Пермский театр оперы и балета, в мае — Королевская опера Версаля — представят премьеру барочной оперы Жан-Батиста Люлли «Фаэтон». Новая постановка — совместный проект пермского театра и театрального департамента Версальского дворца. Над ним работает команда мастеров барочного театра под руководством режиссера Бенжамена Лазара и дирижера ансамбля Le Poème Harmonique Венсана Дюместра.

Впервые опера «Фаэтон» была представлена зрителю в 1683 году — в день прибытия короля Людовика XIV в Версаль. В основу либретто постоянный соавтор Люлли — Филипп Кино — положил один из сюжетов «Метаморфоз» Овидия: историю о сыне бога солнца Фаэтоне, который из гордыни и честолюбия едва не погубил землю и был сурово наказан богами.

Бенжамен Лазар, режиссер:
— Когда мы ответили на приглашение Пермской оперы, мы выбрали именно это произведение, потому что, во-первых, оно отражает политические и исторические события эпохи, во-вторых, из-за музыки, которая несет в себе всё волшебство и всю грацию барочного стиля. Мы полагали, что будет некоторая разница между постановкой в Версале и постановкой в Перми, потому что речь идет все-таки о разных странах, однако затем мы остановились на идее, что разница восприятия не зависит от страны, а только от глаз смотрящего. Поэтому, в любом случае, постановка будет восприниматься каждым зрителем по-своему, поэтому мы решили полностью сохранить все постановочные элементы.

Исполнять новую оперу будет сводный оркестр, состоящий из музыкантов французского ансамбля Le Poème Harmonique и пермского оркестра musicAeterna, а также интернациональный состав солистов, в который войдут солисты хора musicAeterna и французские исполнители. Дирижер — знаток барочной музыки Венсан Дюместр, уже традиционно представляющий на Дягилевском фестивале старинную музыку и аутентичное исполнительство. Играть музыканты будут на уникальных старинных инструментах.

Венсан Дюместр, художественный руководитель и дирижер ансамбля Le Poème Harmonique:
— Существует много вариантов того, как можно было бы поставить эту оперу, но, наверное, особенно интересно адаптировать ее к нашему времени. Искусство эволюционирует. C одной стороны, каждая эпоха предлагает свой взгляд на одно и то же произведение. С другой, мы сами можем вернуться в определенную эпоху благодаря связанным с ней источникам, понять первоначальный замысел автора.

Одна из особенностей оперы — старинное произношение и своеобразная жестикуляция. Жест в барочном театре является выражением не только эмоции, но и идеи, он как будто предвосхищает то, что зритель услышит. Поэтому артисты хора и солисты в течение нескольких месяцев занимались с мастерами по барочной пластике и старофранцузскому языку, создавая жестовую партитуру и подробный интонационный рисунок оперы. Познакомиться со спецификой барочной музыки, основами барочной пластики и постановщиками «Фаэтона» смогут и зрители. Как обычно премьерные показы оперы сопровождают занятия «Лаборатории современного зрителя», в рамках которой проходят мастер-классы, творческие встречи с постановщиками и открытые репетиции. Проект «Лаборатория современного зрителя» реализуется при поддержке Министерства культуры Пермского края.

поиск