17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
  • Ноябрь
17.04.2018
Шестьдесят оттенков счастья

Сегодня, 18 апреля, у художественного руководителя и председателя Международного жюри Открытого конкурса артистов балета и хореографов «Арабеск» имени Екатерины Максимовой Владимира Васильева день рождения. В Пермской художественной галерее открыта выставка живописи под названием «Танцующая кисть Владимира Васильева». Она посвящена 60-летию творческой деятельности Мастера, и стоит спешить, чтобы ее увидеть.


Владимир Васильев. Автопортрет. 2013. Бумага, акварель

Владимир Васильев. Автопортрет. 2013. Бумага, акварель


Живописные полотна Васильева удивительны по исполнению и точны по мысли. Гениальный танцовщик, хореограф, поэт, актер, личность безудержной свободы, ренессансного размаха, великого дара, – такие, как он, неукротимы и независимы во всем. Но таких мало.

Поразительны его легкое вдохновенное мастерство, точность пластического высказывания, проникновенная простота. Нежнейшая акварель «Новый дом» в Рыжевке, что в забытой кинешемской провинции. Таких неприкаянных уголков – множество в нашем Отечестве. Домик, затерявшийся в елях и сугробах, – зимний, одинокий и счастливый, потому что оживает летом, когда приезжают хозяева и бродят по лесам, разжигают костры, чистят собранные грибы и любуются на дивной красоты закаты. Вообще, не все потеряно, если в близлежащей деревне Ладыгино, где аборигенов почти не сохранилось, бредет «Девушка в красном», а «Старая церковь в Ширяево» ждет прихожан. В этих грустноватых пейзажах, с тончайшей игрой света и тени, море философии, но нет ни отчаяния, ни слез. Васильев – мудрый живописец, и на своих воздушных полотнах он воспроизводит глубокий объем смыслов. Кажется, только что здесь, на бескрайних полях, что раскинулись вдоль быстрой и коварной речки Мера, шалили лешие и куролесили русалки, и отражающиеся в воде зачарованные боры хранят тайны их историй. В этих картинах – космические загадки, но не планет, которые высоко в небе, а те, что рядом и вроде бы неприметны всем, но только не Владимиру Васильеву.


Владимир Васильев. Девушка в красном в Ладыгино. 2016. Холст, масло. 60х80

Владимир Васильев. Девушка в красном в Ладыгино. 2016. Холст, масло


Самое удивительное в его живописи – полное отсутствие какого бы то ни было подражательства. Полотна Васильева не похожи ни на какие другие. Капризные розы в простой стеклянной вазе и скромные полевые цветы на подоконнике, что переговариваются с теми, в саду, благоухающими за раскрытыми ставнями. Умирающие маки, заточенные в комнате, и гордый Енисей, роскошь всех оттенков зелени в «Июне» и невероятная палитра рыжего в «Осеннем волшебстве». Эти картины созданы, конечно, поэтом, сумевшим разглядеть счастье – непростое, чуть грустное, но и светлое – в том, что нас окружает. Картины, посвященные Подмосковью, – «Берега Истры» и «Новый Иерусалим», с усталой клячей, выполненной быстрыми штрихами, – в центре экспозиции. Бредущие в растерянности лошади в предгорьях Алтаяили, «Снег в Перми» – городе нерадостном, который теплым делают люди, – все эти полотна удивительно гармоничны. Хотя в их художественных образах нет экзотики и надрыва, буйства красок и шквала страстей. Васильев – художник уникальный, потому что видит ту красоту, которая рядом, счастье – в неброском, милом, привычном, родном.

Владимир Васильев. Зимняя сказка. 2018

Владимир Васильев. Зимняя сказка. 2018


В экспозиции представлены итальянские пейзажи со строгими готическими кипарисами, акварели с Дон Кихотом и Санчо Пансой, упрямо верящими в свою мечту, и печальный рыцарь из Ламанчи – Владимир Зельдин, старший друг, поклонник, романтик.

Эти картины созданы в последние годы, многие датированы годом нынешним, но, несомненно, они сохранят свою ценность и в далеком будущем. Потому что есть живопись – праздник для глаз, а есть – философская пища для ума. Полотна Владимира Васильева служат обогащению души, помогают жить и мыслить. Он – человек-медиум, поэтому природные явления – его стихия: закаты и восходы, грозы и дожди, тишайший ветерок и раскаленный зной. Стоит обратить внимание на серию самоваров – румяных и неспешных, жарких и отдыхающих. Ночные пейзажи – особая страница экспозиции. «Ночные сказки» – в Витебске, Дрездене, на среднерусских просторах – завораживают таинственным мироощущением. Эскиз к балету «Щелкунчик» – дивная сказочная зарисовка со снежными крышами, кудесником Дроссельмейером в развевающемся плаще, легкими санями и спешащей толпой. Это полотно – идеальная декорация с фирменными васильевскими переливами светлых тонов. Впрочем, все, что создано васильевской кистью, театрально, образно и идеально подходит для сцены.


Владимир Васильев. Эскиз к балету Щелкунчик. Пролог. 2017. Бумага, акварель.

Владимир Васильев. Эскиз к балету Щелкунчик. Пролог. 2017. Бумага, акварель


У меня дома хранится акварель Васильева – невеселый, казалось бы, зимний пейзаж, но, когда невмоготу, стоит подойти и всмотреться в невероятную многослойную глубину всех оттенков белого – и понимаешь, что все будет хорошо. Так и выходит. Такой неведомый талант у гения танца: находить прекрасное в окружающей жизни, радоваться тому, что имеешь, и неброский ландшафт наполнять волшебным счастьем.

Елена Федоренко, кандидат искусствоведения, член жюри прессы

поиск