20 октября 2019
Сегодня
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
  • Ноябрь
08.10.2018
Пермский балет: фрагменты фотоальбома Юрия Силина
В конце сентября в Краевой библиотеке им. А. М. Горького состоялась презентация фотоальбома Юрия Силина «Пермский балет». Издание охватывает три десятилетия из истории балетной труппы, запечатленные в снимках Силина и подписях Юлии Баталиной. Отмечая выпуск книги, мы публикуем фрагменты глав, посвященных нескольким знаковым постановкам.

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

  • Алексей Боровик, Елена Кулагина
  • Игорь Шаповалов
  • Лев Асауляк, Игорь Шаповалов
  • Галина Шляпина, Кирилл Шморгонер

В фотографиях Юрия Силина оживают эпизоды одного из самых блестящих балетов Николая Боярчикова — «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. Пермяки обожали этот балет, и он шёл на пермской сцене 35 лет, став «визитной карточкой» многих солистов балетной труппы. Незабываемы Джульетта Надежды Павловой, Тибальт Игоря Шаповалова, Меркуцио Геннадия Судакова.

Однако история Пермского балета помнит и другие постановки. Впервые «Ромео и Джульетта» Прокофьева появились на пермской сцене в 1956 году в хореографии Тамары Рамоновой. В настоящее время в Перми этот балет идёт в известной версии Кеннета Макмиллана. Балетмейстеры-постановщики Гари Харрис и Карл Бёрнетт перенесли на пермскую сцену постановку лондонского Королевского балета 1965 года. Спектакль прославился роскошными костюмами, которые даже удостоились специальной выставки в Пермской художественной галерее, но особенно публику и критику восхитило исполнение музыки Прокофьева оркестром musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса.

И всё же этот новый спектакль не полюбился пермякам так, как версия Боярчикова с его концептуальной, полной символов хореографией и яркими, полными жизни и чувств героями.


ШАХМАТЫ

  • Римма Шлямова, Кирилл Шморгонер
  • Николай Орешкевич
  • Римма Шлямова, Лев Асауляк

Этот балет — из числа уникальных, «марочных» спектаклей Пермского театра оперы и балета. Под названием «Шахматы» Марат Газиев в 1963 году поставил сочинение британского композитора Артура Блисса «Шах и мат», и эта постановка до сих пор остаётся единственным сценическим воплощением в СССР и России популярного на Западе балета. Газиев воспользовался неизвестной в СССР партитурой, чтобы, не будучи стеснённым классическими канонами, создать абсолютно авторскую, броскую, гротескную хореографию. Оценить её оригинальность мы можем лишь по фотографиям Юрия Силина, ведь видеозаписей в те годы не существовало.

На премьере 1963 года танцевали: Белый король — Николай Орешкевич, Белая королева — Елена Быстрицкая, Чёрная королева — Марианна Подкина, Белый рыцарь — Лев Асауляк. Юрий Силин фотографировал и следующее поколение солистов — Римму Шлямову и Кирилла Шморгонера. В 1995 году Шморгонер, уже будучи руководителем балетной труппы театра, предпринял попытку восстановить легендарный балет, но прежней популярности «Шахматы» уже не получили.


ГАЯНЭ

  • Сцена из балета
  • Галина Шляпина, Светлана Цидилина
  • Елена Михеева, Игорь Шаповалов
  • Александр Кузмин, Галина Шляпина
  • Елена Михеева

Балет, сюжет которого рассказывает о борьбе колхозников с диверсантами, вряд ли может претендовать сегодня на счастливую сценическую судьбу. «Гаянэ» нет на пермской сцене уже давно… А жаль! Ведь это балет, рождённый в Перми. Арам Хачатурян писал для него музыку в пермской гостинице «Центральная», легендарной «Семиэтажке», где жили самые именитые из эвакуированных в Молотов во время Великой Отечественной войны деятелей искусств; премьера состоялась 9 декабря 1942 года на сцене Молотовского театра оперы и балета в исполнении ленинградской «кировской» труппы, которая, как и композитор, была в Молотове в эвакуации.

В этой постановке что ни имя, то легенда: хореограф Нина Анисимова, работа которой мастерски сочетала классическую хореографию с народным танцем; художник-постановщик Натан Альтман, тот самый, что создал знаменитый портрет Анны Ахматовой; художник по костюмам — Татьяна Бруни. На премьере танцевали Наталия Дудинская (Гаянэ), Константин Сергеев (Армен), Татьяна Вечеслова (Нунэ).

В Перми единственная собственная версия «Гаянэ» была осуществлена в 1971 году балетмейстером-постановщиком Львом Бородулиным. Эпизоды из этой постановки можно видеть на снимках Юрия Силина.

<...>

Премьера прошла в экстремальных условиях: буквально за день до неё в театре произошёл пожар, уничтоживший большинство костюмов. Планшет сцены был залит водой, декорации не успели просохнуть, Константин Сергеев танцевал партию Армена в жёлтой шёлковой рубахе с подпалиной на спине. По воспоминаниям артистки Мариэтты Франгопуло, «было холодно, мокро, и все были счастливы».

После этого началась богатая и разнообразная сценическая жизнь «Гаянэ». Балет шёл чуть ли не во всех театрах СССР, его ставили самые именитые балетмейстеры от Василия Вайнонена до Бориса Эйфмана.
поиск