Журнал
  • Июль
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
29.12.2018
Цифры и факты: Пермский театр оперы и балета подвел итоги 2018 года

Когда речь идет о творчестве и искусстве, цифры, обычно такие точные и красноречивые, теряют всякое значение. Здесь единица вполне может оказаться больше сотни, а, скажем, 475 равным нулю. Тем не менее, представим Пермский театр оперы и балета в цифрах.

Итак, в 2018 году артисты театра сыграли 387 спектаклей и концертов. В том числе, было показано 89 опер и 78 балетов, артисты дали 220 концертов, в том числе, в городах края и других странах. Самым популярным спектаклем в этом году оказался «Щелкунчик», который в авторской версии главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко был представлен в конце прошлого года. В этом году спектакль сыграли 12 раз. Его увидели почти 10 тысяч зрителей. На втором месте – детский спектакль «Сад осьминога», который за год сыграли 10 раз. Замыкает топ-3 самых часто игравшихся спектаклей опера «Евгений Онегин» с семью показами.

В уходящем году театр представил шесть премьер, в том числе две громкие оперные постановки: драматическую ораторию «Жанна на костре» в версии одного из самых значимых и востребованных режиссеров Ромео Кастеллуччи и барочную оперу «Фаэтон», созданную командой мастеров барочного театра под руководством режиссера Бенжамена Лазараи дирижера ансамбля Le Poème Harmonique Венсана Дюместра. Обе постановки вызвали огромный интерес у зрителей и профессионального сообщества и были номинированы на Национальную театральную премию «Золотая Маска».

Главным балетным событием года стала, безусловно, премьера одного из самых известных и масштабных классических хореографических спектаклей — балета «Баядерка». Впервые на пермской сцене представлена каноническая версия балета, воссозданная главным балетмейстером театра Алексеем Мирошниченко. В постановке занята вся балетная труппа театра и студенты хореографического училища. Они, кстати, исполнили первую премьеру в этом сезоне – балет «Тщетная предосторожность», в котором на сцену выходят учащиеся всех возрастов — от второклассников до выпускников.

Пятой премьерой этого года стал «Вечер молодых хореографов», в рамках которого артисты Пермского балета исполнили танцевальные миниатюры на свободную тему, созданные в различных хореографических техниках. Еще одной хореографической премьерой стал экспериментальный спектакль «Закрой мне глаза», который соединяет вокальное исполнительское искусство и танец. Таким образом, Пермский театр оперы и балета представил в этом году весь спектр оперного и балетного искусства: от камерных экспериментальных проектов до масштабных реконструкций образцов «золотого фонда», от традиционных спектаклей признанных пермских мастеров до авангардных постановок главных новаторов мировой сцены.

Спектакли и концерты Пермского театра оперы и балета в этом году посмотрели 212 234 зрителя. В том числе, жители городов Пермского края, куда солисты оперной труппы, вокальные и музыкальные коллективы театра выезжают регулярно. В этом году артисты театра дали более 20 концертов на различных площадках края, в том числе, оркестр musicAeterna сыграл первый симфонический концерт в Березниках. Также в Березниках выступили солисты хора musicAeterna, а в Чайковском — квартет музыкантов оркестра musicAeterna. Главным гастрольным событием стало выступление хора и оркестра musicAeterna на одном из самых престижных смотров в мире академической музыки — Зальцбургском фестивале, где музыканты второй год подряд с триумфом представляют Пермский театр оперы и балета. На этот раз они исполнили полный цикл симфоний Бетховена. В целом, за год хор и оркестр побывали в десятках европейских городов, где исполнили оперы «Травиата» и «Тристия», сочинения Малера, Чайковского, Рамо, Моцарта. Балетная труппа Пермского театра оперы и балета стала единственным российским коллективом, приглашенным на международный фестиваль Les Etés de la Danse в Париже, где исполнила одноактный балет «Времена года» Джерома Роббинса. «Лебединое озеро» в исполнении Пермского балета стало главным событием Дней Пермского края в Китае.

Хор musicAeterna в этом году стал обладателем двух престижных наград: оперной премии CASTA DIVA и международной премии Opera Awards — оперного аналога «Оскара», что автоматически вводит хор в число лучших коллективов мира. Два спектакля театра получили пять «Золотых Масок» за спектакли Cantos и «Золушка». Главному балетмейстеру театра присвоено звание Заслуженного артиста России, а Теодор Курентзис удостоен государственной награды Греции — Ордена Феникса степени Командор. Два альбома, записанные оркестром musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, выпущенные лейблом Sony Classical, получили престижные музыкальные премии. Шестая симфония Чайковского получила Гран-при японской премии Record Academy Award и одну из старейших в мире премий за достижения в сфере музыкальной индустрии Edison Klassiek. А запись Шестой симфонии Малера получила титул Лучшего альбома года Японской академии звукозаписи — аналога американской Grammy и вошла в число лучших классических композиций 2018 года по версии The New York Times.

Главным событием года, безусловно, стал Дягилевский фестиваль, собравший главных ньюсмейкеров российской и европейской музыкальной сцены, среди которых Ромео Кастеллуччи, Ален Платель, Мередит Монк, Робер Лепаж, Леонид Десятников, Алексей Гориболь, Алексей Любимов, Алексей Ретинский. В дни проведения Дягилевского фестиваля — 2018 зрители стали участниками 36 событий основной программы, в том числе, увидели шесть российских и две мировые премьеры. На все события фестиваля было продано 14 тысяч билетов, более 7 тысяч человек приняли участие в мероприятиях клубной программы. Этот фестиваль, по мнению Теодора Курентзиса, стал лучшим за последние семь лет.

Театр также продолжил благотворительную деятельность и организовал два концерта: для ветеранов и для детей из детских домов и детей-инвалидов. Кроме того, за год около 3000 студентов, 2000 пенсионеров и 2000 инвалидов воспользовались льготами и купили билеты по сниженной цене.

В 2019 году Пермский театр оперы и балета снова удивит. Громкие премьеры и кропотливая «лабораторная» работа, поиски нового художественного языка и исследование театральных традиций — продолжим 3 января.

 

поиск