17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
  • Ноябрь
28.01.2019
Сбывшаяся фантасмагория: по следам проекта «Дау»

В минувшие выходные в Париже состоялись первые официальные показы «Дау» — масштабного кинопроекта, инициированного режиссером Ильей Хржановским и продлившегося 10 лет. Как ни странно, сегодня сам факт презентации уходит на второй план. Начинавшийся как биографический фильм о советском физике-ядерщике, лауреате Нобелевской премии Льве Ландау, роль которого исполнил Теодор Курентзис, теперь проект достиг беспрецедентных масштабов и перешел в другие категории.

«Дау» — это не столько 700 часов отснятого материала, уместившегося в 15 полнометражных фильмов, сколько социальный эксперимент, перешедший экономические, географические, исторические, эстетические и даже этические границы. В эти дни работу Хржановского активно обсуждают, пытаясь найти рациональное зерно в ее разросшейся иррациональности, разложить накопившуюся мифологию по полочкам, вписать в контекст «Шоу Трумана» и Стэнфордского тюремного эксперимента, разоблачить практику насилия на съемочной площадке. Оставляя осмысление «Дау» за авторами этих больших аналитических текстов (и попросту не имея возможности увидеть итоги съемки), мы попытались дать представление о детально воссозданном мире тоталитарной антиутопии с помощью опубликованных фото- и видеоматериалов.


  • Photo: Volker Glaeser / © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: Jörg Gruber / © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: Jörg Gruber / © Phenomen IP, 2019
Съемки развернулись на территории научно-исследовательского института, специально построенного в Харькове — городе, где действительно долгое время жил и работал Ландау. Все, от монументальных архитектурных форм до нижнего белья участников, соответствовало определенной эпохе; действие фильмов, в целом, охватывает 30-60-е годы. В этом предметном мире, обретающемся где-то между гипертрофированной Ленинской библиотекой и серией игр Wolfenstein, в прямом смысле, жили участники проекта.

  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: Olympia Orlova / © Phenomen IP, 2019
  • Photo: Olympia Orlova / © Phenomen IP, 2019
  • Photo: Olympia Orlova / © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
  • Photo: © Phenomen IP, 2019
В разное время в мир «Дау» попадали музыкант Леонид Федоров, композитор Владимир Мартынов, художница Марина Абрамович, физик Алексей Блинов, неонацист Максим «Тесак» Марцинкевич, режиссеры Ромео КастеллуччиПитер Селларс и Анатолий Васильев, художники по костюмам сестры Ольга и Елена Бекрицкие, а также раввины, священники, шаманы, повара, уборщицы, проститутки, бывшие сотрудники госбезопасности… Одни жили в Институте постоянно, другие приезжали лишь на пару дней. Главное, между ними возникали реальные ситуации и отношения, т.е. есть семейная ссора или допрос, попавшие на экран, происходили в действительности, хоть и под контролем съемочной команды.


Насколько «Дау» приблизился к человеческому зоопарку, а его создатели — к черте дозволенного, еще предстоит понять. Но уже теперь, когда на премьере участники оказываются рядом со своими восковыми копиями, когда парижский Центр Помпиду частично превращается в коммунальную квартиру, а зритель сталкивается, в первую очередь, не с кино, а  проблемой освоения хронометража, становится ясно, что работа Хржановского стерла слишком много границ. Именно поэтому она обречена на широкий резонанс и бурные споры.  
поиск