17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
  • Ноябрь
01.03.2019
Пермь на весь мир: Дягилевский фестиваль презентовал программу 2019 года

Дягилевский фестиваль – 2019 презентовал программу основных событий. Акцент в этом году сделан на концертной составляющей. Фестиваль представит всю палитру музыкальных явлений: от старинных сочинений до остросовременных экспериментальных опусов, с пристрастием отобранных художественным руководителем Теодором Курентзисом. Откроется фестиваль 20 мая и продлится 11 дней.

Особенность Дягилевского фестиваля 2019 года — это мощная концертная программа. Откроется фестиваль Девятой симфонией Малера, опирающимся на традиции, но модернистским по сути, последним завершенным сочинением композитора. Монументальное и крайне сложное произведение исполнит, по сложившейся традиции, Фестивальный оркестр, состоящий из музыкантов musicAeterna и приглашенных исполнителей. Финальной точкой фестиваля станет «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса. На этот раз интерпретацию Теодора Курентзиса воплотит один из лучших западных коллективов, оркестр, многие годы сотрудничающий с маэстро в Европе, но впервые выступающий в Перми, — Mahler Chamber Orchestra — совместно с пермским хором musicAeterna. Маэстро вновь поднимется на главную фестивальную площадку — сцену Пермской оперы с концертной версией оперы Моцарта «Идоменей», которую летом представит в Зальцбурге вместе с режиссером Питером Селларсом.

Еще несколько самобытных музыкальных коллективов привезут в Пермь свои программы. В частности, впервые в России выступит французский ансамбль старинной музыки La Tempête, который представит оригинальное музыкальное повествование, сложенное из сочинений двух барочных авторов: оратории Генриха Шютца о воскресении Христа и мадригалов Германа Шайна и исполненное певцом — носителем традиции мелькитского песнопения. Художественный замысел концертов La Tempête подразумевает чувственное погружение слушателей в музыку, связь с пространством и артистами, поэтому предполагает активное сотрудничество с другими видами искусства, такими как: электроакустическая музыка, театр, танец, свет, видеомаппинг. Необычным по подаче обещает быть и концерт ансамбля Klangforum Wien. Под этим названием скрываются 24 музыканта из десяти разных стран, убежденные в том, что музыка способна преобразить мир к лучшему. Они исполнят два произведения одного из лидеров в области экспериментального звучания, мастера микротональной музыки Георга Фридриха Хааса, который станет одним из композиторов-резидентов фестиваля. Австрийский оркестр сыграет пьесу Хааса «Гиена» — предельно искренний диалог с внутренней «гиеной» — алкоголизмом, — написанную на текст актрисы, писательницы и супруги композитора Моллены Ли Уильямс-Хаас. Второе сочинение композитора — Струнный квартет № 3 «In iij. Noct» — музыканты исполняют в полной темноте, без нот, находясь максимально далеко друг от друга. Они взаимодействуют исключительно через звуки и сами решают, как далеко готовы зайти, прежде чем повернуть обратно. Продолжительность произведения определяется непосредственно во время исполнения.

Георг Фридрих Хаас, композитор:
— Я рад, что на фестивале прозвучат три моих произведения. Три вещи, которые, на мой взгляд, вполне дают представление о моей музыке, малоизвестной в России. Одна из них более традиционная, отражающая историю музыки; другая раскрывает мою работу со светом и тьмой — и это будет чрезвычайно глубокое переживание как для исполнителей, так и для аудитории; третье произведение я считаю одним из главнейших в своей жизни — оно называется «Гиена». Это музыка для рассказчика и камерного ансамбля, повествующая об основополагающем человеческом переживании, которое случается в любой культуре, в любой традиции — она повествует о зависимости, об избавлении от зависимости и о спасении жизни благодаря избавлению. Донести эту идею до слушателей — счастье для меня.

Второй композитор-резидент — Арво Пярт. Его музыка будет звучать в концерте двух уникальных хоровых коллективов, созданных Теодором Курентзисом: пермского musicAeterna и кипрского ByzantiAeterna. Также запланирована серия сольных концертов в рамках фестиваля: Вадима Холоденко, Алексея Любимова, Джованни Соллима, Михаила Мордвинова, Антона Батагова, Сесиль Лартиго, Полины Осетинской, Алексея Гориболя, Маттиаса Хёффса и Кристиана Шмитта. Каждый выступит с уникальной авторской подборкой сочинений от барокко до авангарда.

Антон Батагов, композитор:
— Уже в седьмой раз я собираюсь приехать в Пермь на Дягилевский фестиваль. И каждый раз это для меня большое событие, очень радостное, и я всегда этого очень жду. Это не просто приехать, выйти на сцену и сыграть какую-то музыку, это атмосфера, частью которой каждый участник становится, как только он сходит с самолета. Это гораздо больше, чем просто профессиональная работа каких-то людей. Это особенный момент в жизни.

Событием для ценителей интеллектуального эксперимента станет показ спектакля легендарного Анатолия Васильева «Старик и море», поставленный им в 2017 году для Чеховского фестиваля и сразу попавший в число раритетов, которые нужно ловить в программах фестивалей-счастливцев. Творческий поиск и исследование границ и бесконечных возможностей современного театра продолжат спектакль-путешествие испанского театра Kamchàtka и перформанс Анны Гарафеевой на музыку Алексея Сюмака «Нить».

Алексей Сюмак, композитор:
— Перформанс строится на трех линиях. Первая — это древнегреческий миф о Минотавре, антропоморфном чудовище с головой быка, живущем в лабиринте. Двигаясь по лабиринту в поисках истины, мы ставим вопросы: что это за чудовище и что это за истина? Вторая линия — круговая система «Божественной комедии» Данте. Здесь есть свой Минотавр, он охраняет вход в седьмой круг ада. И третья линия, которую мы вплели в нашу историю, касается современных электронных социальных сетей. Не новость, что, общаясь с кем-то в интернете, человек не всегда может сказать определенно, человек на том конце или бот, настоящий или маска. Мы снова имеем дело с лабиринтом и чудовищем, только в другом виде. Мы надеемся, что по окончании перформанса каждый из участников и зрителей получит некоторые ответы на свои вопросы.

Вновь на фестивале будут реализованы все необычные, но ставшие уже привычными для постоянных зрителей форматы: piano и струнный gala в Доме Дягилева, которые проходят в полной темноте без объявления программы, концерты на рассвете в зале «деревянных богов» Пермской художественной галереи, концерты альтернативной музыки и afterparty. Продолжится лабораторная работа: творческие встречи, лекции, мастер-классы, словом — общение с постановщиками и артистами в любом формате и без ограничений. Основной площадкой для экспериментальных проектов, неформального общения и творческого поиска станет завод им. Шпагина, с прошлого года превратившийся в свободное креативное пространство. Если в прошлом году в распоряжении артистов был один цех, то на этот раз события будут проходить в нескольких производственных помещениях и на территории, прилегающей к заводу.

Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета:
— Большая удача, что в центре города, в самой старинной его части, есть такое место, где мы можем создавать культурный кластер — творческую лабораторию, где стирается граница между зрителем и исполнителем, где люди могут почувствовать свободу и искусство может стать частью повседневной жизни. И тогда новые поколения узнают Пермь с другой стороны — не как закрытый город, а как открытый. То есть происходит как бы открытие закрытого города. Поэтому очень важно, что завод Шпагина станет штаб-квартирой Дягилевского фестиваля — центром возникновения новых культурных и эстетических ценностей.

Образовательная программа и программа Фестивального клуба будет объявлена в течение двух недель. Благодаря поддержке бенефициарного владельца ПАО «Метафракс» Сейфеддина Рустамова в этом году будет продолжен спецпроект «Womеn in art», призванный помочь в освоении «традиционно не женских» специальностей в сфере искусства студенткам, а также будет реализован проект «Тонкая химия», который даст возможность молодым композиторам, режиссерам и исполнителям проявить себя на большой площадке международного фестиваля. 

Основная программа фестиваля, утвержденная 1 марта оргкомитетом Дягилевского фестиваля под председательством вице-премьера Правительства Пермского края Антона Клепикова, доступна на сайте проекта, видеопрезентация с комментариями участников на YouTube-канале театра и на официальных страницах в Facebook и ВКонтакте. Билеты появятся в продаже 18 марта.

Дягилевский фестиваль — 2019 проходит при поддержке Министерства культуры Пермского края и Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми. Официальный партнер — группа организаций ПАО «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае.

поиск