26 января 2020
Сегодня
01 февраля 2020
02 февраля 2020
04 февраля 2020
05 февраля 2020
06 февраля 2020
11 февраля 2020
12 февраля 2020
15 февраля 2020
19 февраля 2020
20 февраля 2020
21 февраля 2020
26 февраля 2020
27 февраля 2020
Журнал
  • Январь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
  • Февраль
10.01.2020
Любовное пари: от Cosi fan tutte к образцам мирового кино
Герои оперы Моцарта в первой же сцене заключают пари на сто цехинов на верность своих возлюбленных. Но молодые люди не подозревают, что им предлагается на спор не столько проверить постоянство девушек, сколько соблазнить их. Ведь Дон Альфонсо берет с них обещание подчиняться во всем, не посвящая до конца в свой план. 
Пари на соблазнение — один из важных мотивов литературы XVIII века, и самый яркий пример — «Опасные связи» Шодерло де Лакло, в котором маркиза пытается спровоцировать Вальмона на соблазнение юной и богатой послушницы монастыря — Воланж. 
  • «Опасные связи» (1988) / IMDB
  • «Опасные связи» (1988) / IMDB
  • «Опасные связи» (1988) / IMDB
  • «Опасные связи» (1988) / IMDB
Этот роман в ХХ веке насчитыва
ет множество экранизаций, в числе которых и знаменитый фильм Стивена Фрирза с Гленн Клоуз, Джоном Малковичем, Умой Турман и Киану Ривзом. Версия Фрирза строго придерживается реалий галантного века. Однако многие режиссеры видели в «Опасных связях» вполне современную коллизию, и уже в середине ХХ века, в 1959 году, Роже Вадим снял осовремененную экранизацию романа Шодерло де Лакло, в которой Жерар Филип, Жанна Моро, Жан-Луи Трентиньян и Аннетт Стройберг играли не виконтов, маркиз и графинь, а представителей золотой парижской молодежи. Не так давно вышел многосерийный телефильм, в котором осовремененную маркизу де Мертей сыграла Катрин Денев.

Однако мотив любовного пари не
раз появлялся и в советском кинематографе, причем заключали его персонажи, в которых не было даже намека на галантность. «Спорил с ним на шапку? Отдай шапку — он выиграл», — гневно требует оскорбленная героиня Надежды Румянцевой в фильме «Девчата» (1961) от персонажа Николая Рыбникова в тот момент, когда узнает, что за ней ухаживали на спор. В итоге все заканчивается хорошо, и полюбившие друг друга на спор герои нежно целуются, сидя в телогрейках и ушанках на поваленном дереве...

Еще одна известная картина —
«Влюблен по собственному желанию» с Олегом Янковским и Евгенией Глушенко — рассказывает историю библиотекарши и рабочего, которые решили проверить, можно ли влюбиться в совершенно «неподходящего» человека с помощью аутотренинга. Аутотренинг, во многом, кстати, основанный на теориях Франца Месмера, не сработал, но они, конечно, влюбились.



Шодерло де Лакло. «Опасные связи», письмо II (1782)


От маркизы де Мертей к виконту де Вальмону в замок
:
«...Я хочу раскрыть вам свой план, но поклянитесь мне, что, как верный мой рыцарь, не буде-те затевать никаких других по-хождений, пока не доведете до конца этого. Оно достойно героя: вы послужите любви и мести. Это будет лишнее шалопайство, которое вы внесете в свои мемуары: да, в свои мемуары, ибо я желаю, чтобы они были в один прекрасный день напечатаны, и даже готова сама написать их. Но довольно об этом — вернемся к тому, что меня сейчас занимает. Госпожа де Воланж выдает свою дочь замуж; пока это еще тайна, но мне она ее вчера сообщила. И как вы думаете, кого она наметила себе в зятья? Графа де Жеркура. Кто бы мог предположить, что я стану кузиной Жеркура? Я просто вне себя от бешенства... И вы еще не догадываетесь? Этакий тяжелодум! 

Неужто вы простили ему интен
дантшу? А у меня-то разве не больше причин пенять на него, чудовище вы этакое! Но я готова успокоиться — надежда на мщение умиротворяет мою душу. И меня, и вас Жеркур без конца раздражал тем, что он придает своей будущей жене такое значение, а также глупой самонадеянностью, заставляющей его думать, что он избегнет неизбежного. Вам известно его нелепое предубеждение в пользу монастырского воспитания и еще более смехотворный предрассудок насчет какой-то особой скромности блондинок. Я, право, готова побиться об заклад: хотя у маленькой Воланж шестьдесят тысяч ливров дохода, он никогда не решился бы на этот брак, будь она брюнеткой и не получи воспитания в монастыре. Докажем же ему, что он просто-напросто дурак: ведь рано или поздно он все равно окажется дураком, и не это меня смущает, но было бы забавно, если бы с этого началось. Как бы мы потешались на другой день, слушая его хвастливые россказни, а уж хвастать-то он будет непременно! Вдобавок эту девочку просветите вы, и нам уж очень не повезло бы, если бы Жеркур, как и всякий другой, не стал в Париже притчей во языцех.

Впрочем, героиня этого нового
романа заслуживает с вашей стороны всяческих стараний. Она и впрямь хорошенькая; красотке всего пятнадцать — настоящий бутон розы. Правда, донельзя неловка и лишена каких бы то ни было манер. Но вас, мужчин, подобные вещи не смущают. Зато у нее томный взгляд, который сулит многое. Добавьте к этому, что ее рекомендую я, и вам останется только поблагодарить меня и повиноваться».

Текст: Ада Шмерлинг, Илья Кухаренко 
поиск