13.10.2020
В репертуар театра возвращаются два балета Алексея Мирошниченко
В октябре в репертуар Пермского театра оперы и балета вернутся две постановки хореографа Алексея Мирошниченко. Спектакли «Шут» и «Вариации на тему рококо» были поставлены им на пермской сцене в 2011 году. Последние пару лет этих балетов не было в афише, и вот сейчас театр подготовил возобновление. Вечер балетов Алексея Мирошниченко состоится 15 и 16 октября.

Шут.jpg
Фото: Павел Семянников


Почему театр возобновляет именно эти балеты

Пермская версия «Шута» — уникальный эксперимент, соединяющий новую хореографию Алексея Мирошниченко со сценографией и костюмами, которые воссозданы по оригинальным эскизам художника-футуриста Михаила Ларионова. Импресарио Сергей Дягилев заказал партитуру композитору Сергею Прокофьеву на волне успеха «Весны священной» Стравинского, предложив для вдохновения сборник сказок Пермской губернии. Премьера состоялась в 1921 году. С того времени и до наших дней «Шут» выпал из широкого поля зрения хореографов.

Алексей Мирошниченко, хореограф-постановщик: 
— «Шут» — это пермский эксклюзив, который делает репертуар Пермского балета уникальным. Говоря это, я не оцениваю работу постановщика. Этот спектакль уникален благодаря сочетанию нескольких моментов. Во-первых, это имя Дягилева, который для Перми имеет особое значение. Во-вторых, это редкая балетная партитура Прокофьева. И в-третьих — оформление Михаила Ларионова, которое нам вместе с художниками Татьяной Ногиновой и Сергеем Мартыновым удалось восстановить и перенести на пермскую сцену.

Отметим, что постановка Алексея Мирошниченко была востребована на гастролях на Западе: в 2013 году пермская балетная труппа представила «Шута» в Королевском театре в Мадриде. «Вариации на тему рококо» — это инструментальный Чайковский и хореографический оммаж Джорджу Баланчину, балеты которого богато представлены в репертуаре пермского театра.

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром — едва ли не единственное сочинение Петра Чайковского, долгое время остававшееся нетронутым хореографами. Алексей Мирошниченко поставил балет в 2011 году для отчетного концерта выпускников Пермского хореографического училища, а позже постановку включили в афишу театра. С тех пор она исполняется ведущими солистами труппы.

Что объединяет два балета

Премьера балетов «Шут» и «Вариации на тему рококо»  состоялась в декабре 2011 года в рамках вечера «В сторону Дягилева». Этот проект принес пермскому театру специальный приз Национальной театральной премии «Золотая Маска» — за восстановление дягилевского репертуара.

Алексей Мирошниченко:
— Вечер «В сторону Дягилева» был масштабным проектом. Но балеты, которые он включал, со временем выбыли из афиши. Мы постепенно накапливали репертуар, и в связи с особенностями работы театра, выпуска оперных премьер, гастролями нам едва хватало времени показывать основные постановки, такие как «Лебединое озеро», «Спящая красавица» или «Дон Кихот». А ведь есть еще Баланчин, Роббинс…  В декабре 2019 года мы возобновили вечер британской хореографии «Зимние грёзы». Спектакли «Шут» и «Вариации на тему рококо» ждали своего часа.

Вариации на тему рококо_фото Павла Семянникова.jpg
Фото: Павел Семянников


Что изменится в балетах после возобновления

В целом обе постановки 2011 года сохранены в прежнем виде. Алексей Мирошниченко внес лишь незначительные редакции в собственные работы. Состав исполнителей спустя девять лет с момента премьеры изменился, но почти половина в нем — это участники премьерных показов.

Алексей Мирошниченко:
— За прошедшее время труппа Пермского балета значительно обновилась, и мы ввели в оба спектакля молодых артистов. Но, что очень хорошо, около половины танцовщиков уже участвовали в «Шуте» и «Вариациях…», и это идеальный баланс. Потому что когда в спектакле появляются новые артисты, они приносят свежесть и новый градус, а те, кто уже танцевал, очень хорошо знают все нюансы, музыкальные акценты, рисунок и передают это другим.

В «Вариациях на тему рококо» из премьерного состава задействованы, в частности, Полина Булдакова, Николай Ланцев, Денис Толмазов, Анна Терентьева, Роман Тарханов и Олег Куликов. Из новых участников спектакля: Булган Рэнцэндорж, Диана Куцбах, Марко Гонзага, Кирилл Макурин и Георгий Еналдиев, Томонэ Кагава, Кирилл Гомон и другие артисты Пермского балета.

В «Шуте» сольные партии Шута и Шутихи вновь танцуют Ляйсан Гизатуллина и Александр Таранов, исполнители премьеры 2011 года. В эти партии вошли также Артем Мишаков с Екатериной Пятышевой. Планируется, что в третьем составе спектакля в сольных партиях будут задействованы Сайрон Перейра и Луанна Гондим.

Антон Пимонов, руководитель балетной труппы Пермского театра оперы и балета:
— Это эксклюзивные балеты в хореографии Алексея Мирошниченко, и я рад, что мы возвращаем их в репертуар. Хотя эти спектакли создавались для одного вечера, они могут идти на сцене как в паре, так и вместе с другими одноактными балетами.

Приобрести билеты на вечер балетов Алексея Мирошниченко можно на сайте театра. 
15 и 16 октября спектакли будут исполнены без участия оркестра, под фонограмму.
поиск