20 января 2021
Сегодня
21 января 2021
23 января 2021
26 января 2021
05 февраля 2021
06 февраля 2021
07 февраля 2021
10 февраля 2021
12 февраля 2021
13 февраля 2021
16 февраля 2021
17 февраля 2021
20 февраля 2021
26 февраля 2021
27 февраля 2021
Журнал
  • Январь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
  • Февраль
12.11.2020
Теодор Курентзис представит в Перми спецпроект «Дягилев +»
С 18 по 20 ноября Теодор Курентзис и Пермская опера представят проект Международного Дягилевского фестиваля в специальном формате, учитывающем реалии пандемического времени — «Дягилев +». Трехдневный марафон вместит в себя российскую премьеру нового сочинения Алексея Ретинского, Четвертую симфонию Брамса и подборку камерных сочинений от средневековой баллады до мистического струнного «эмбиента» 1960-х. Все произведения прозвучат в исполнении музыкантов оркестра и хора musicAeterna под управлением Федора Леднева и Теодора Курентзиса.
 
Откроется «Дягилев +» российской премьерой нового сочинения композитора Алексея Ретинского, который стал первым резидентом Дома Радио в Санкт-Петербурге, где сейчас базируется musicAeterna. Дом Радио — это творческая лаборатория, где современные композиторы, режиссеры и художники вместе с музыкантами musicAeterna создают свои экспериментальные и исследовательские проекты, охватывающие различные области современного искусства. Алексей Ретинский стал первым резидентом Дома Радио, получив карт-бланш на создание нового произведения. Krauseminze — это пятнадцатиминутное сочинение для голоса и симфонического оркестра, вдохновленное поэтическим миром Пауля Целана. Для музыки этого сочинения, напоминающего структуру сновидения, свойственна многослойность временных и семантических пластов, которые, мимикрируя, с легкостью проникают один в другой.

Алексей Ретинский, композитор, первый резидент Дома Радио:
— Мое впечатление от первого прочтения целановского стихотворения “SELBDRITT, SELBVIERT“ позволило практически сразу схватить музыкальное решение — точка во времени (момент встречи) своим значением выпадает из Хроноса, перейдя во вневременное значение. То есть линейное время из-за дискретности своего календарного проявления — это что-то вроде ширмы, скрывающей истинные источники событий. Разгадывание завуалированной поэтической мифологии Пауля Целана напоминает разматывание клубка нитей, с тем лишь отличием от физического аналога, что конец нити не наступит никогда. Нить просто перейдет в новое качество и так до бесконечности.

Во второй части концерта оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнит Четвертую симфонию Иоганнеса Брамса. Масштабная, глубокая и вдохновенная — созданная на исходе XIX века последняя симфония Брамса щедро делится со слушателем мелодическими и гармоническими богатствами, накопленными австро-немецкой традицией за несколько веков. «Чудесно было бы писать музыку во времена Моцарта», — с ностальгией говорил Брамс — и писал музыку на все времена. Спустя сто с лишним лет трагический финал Четвертой симфонии звучит столь же пронзительно и мощно. Музыканты представят программу на сцене Пермского театра оперы и балета 18 ноября дважды: в 18:00 и 21:00. Следующие два дня будут посвящены камерной музыке. Программа составлена преимущественно из редко исполняемых сочинений различных эпох и стран: от выдающихся образцов французской полифонии XIV века до остро-экспериментальных опусов, написанных нашими современниками.

В программе концерта 19 ноября изысканная любовная баллада De Fortune me doi pleindre et loer средневекового французского поэта и композитора Гийома де Машо, пьеса итальянского композитора-мистика Джачинто Шельси Anahit и фрагменты Song Book Бернарда Ланга — атональная мозаика с вкраплениями рока и джаза. Медитативная песня английского лютниста XVI—XVII веков Джона Доуленда прозвучит в авторском переложении для весьма неожиданного состава инструментов. Солист musicAeterna Андрей Волосовский исполнит пьесу для перкуссии греческого композитора Яниса Ксенакиса Rebonds B — «абстрактный ритуал ... без примесей фольклора», как характеризует ее сам композитор, а Алексей Ретинский представит еще одно сочинение, родившееся в стенах Дома Радио и впервые прозвучавшее в исполнении musicAeterna — Rex Tremendae.

Во второй вечер, 20 ноября, музыканты musicAeterna вновь обратятся к музыке Гийома де Машо и исполнят его Credo in unum Deum — фрагмент мессы, ранний артефакт авторской духовной музыки. Также в программе пятиминутная композиция Арво Пярта Psalom, написанная в авторской технике тинтинабули, и сочинение Хельмута Лахенмана „…zwei Gefühle…”. «Два чувства», указанные в названии композиции, — это страх и любопытство, ощущение угрозы перед тьмой пещеры и страстное желание узнать, что в ней находится. Это состояние, описанное в заметках Леонардо да Винчи, основоположник «инструментальной конкретной музыки» Лахенман исследует своими методами. Строки да Винчи разбросаны по партитуре, а слушателю предлагается воссоздать их смысл через «квази-мелодизм» пьесы. Камерные концерты пройдут в пространстве пятого цеха Завода Шпагина. Все мероприятия будут проходить со строгим соблюдением мер безопасности для предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Ношение масок, соблюдение социальной дистанции и использование средств для дезинфекции рук обязательно как для участников, так и для зрителей и гостей событий.
поиск