25 апреля 2024
Сегодня
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    25
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
26.11.2014
Виталий Полонский: «Мне кажется, в Перми нельзя не быть активным слушателем»

— Для начала я с удовольствием поздравляю пермскую оперу с прошедшим днем рождения, который состоялся вчера, состоялся и замечательный концерт в рамках празднования 144-го дня рождения. И всех, кто работает и кто ходит в пермский театр оперы и балета, тоже поздравляю.

— Спасибо.

— Начнем с Брно?

— Да. Еще два дня назад я был в этом прекрасном городе, где замечательный климат, в отличие от нашей уже минусовой температуры. В этом городе проходила конференция Международной оперной ассоциации Opera Europa (Опера Европа), где собирались ведущие специалисты оперных театров Европы. Я тоже был приглашен как один из участников, мне было предоставлено слово рассказать о работе хора MusicAeterna и вообще о хоровой работе нашего театра. Я сделал доклад, после чего были вопросы, но, я так понимаю, это отдельная история.

— Вы ведь не докладывали — столько-то опер поем, столько-то певцов, такой-то состав… Какая-то уникальность хора должна была быть представлена.

— Естественно. Проект MusicAeterna — это всегда уникально и не всегда укладывается в те рамки, которые есть в оперных театрах. Поэтому я просто рассказывал о наших методах работы, нашей концертной деятельности, о том, как мы находим певцов. Общество не живет территориально внутри одного города. Допустим, в Мадриде  из Мадрида может быть только 20% работников, все остальные — наемные рабочие, которых нанимают на сезон. Эта технология немножко отличается от наших театров, и MusicAeterna тоже похожа на европейский продукт как структурно, так и качественно.

— А в числе вопросов были вопросы из разряда «как вам удается выживать»?

— Нет, были вопросы, конкретно касающиеся составов. Спрашивали, как мы боремся с возрастом внутри хора, как избавляемся от певцов, которые не в состоянии выполнять творческие задачи. К счастью, контракты так устроены, что людей нанимают на год.

— Поэтому такой проблемы не стоит.

— У нас одна из самых больших проблем — отсутствие консерватории. Мы бы с удовольствием воспользовались певцами-пермяками, но иногда уровень не очень соответствует.

— То есть проблема кадров?

— У нас большая проблема кадров именно в региональных театрах. В Москве и Петербурге этой проблемы не существует вообще, потому что певческий рынок очень большой. Точно также этой проблемы не существует в Европе, потому что один из представителей интермеццо – это компания, которая нанимает как раз певцов, у них огромная база данных. Они распродают своих певцов в разные проекты, у нас этой проблемы не существует.

— А набирать по принципу «кто пришел, тому и рады» — не наш вариант...

— Нет, естественно. За время существования хора MusicAeterna раз в месяц обязательно кто-нибудь пытается прослушиваться в хор, но не всем удается это сделать.

— Переходим уже поближе к России, Петербургу, где был фестиваль, посвященный Дягилеву.

— Это самостоятельный фестиваль, он не является побратимом нашего фестиваля. Дягилевский фестиваль — это наш продукт. «Дягилев P.S.» — продукт петербуржский. Но поскольку, как правило, наша продукция интересует столичные фестивали и города, нас пригласили на этот фестиваль, где мы представили «Дидону и Энея» Перселла и «Dixit» Генделя. Это наша визитная карточка, с которой мы объездили пол-Европы. Сейчас мы получили замечательные рецензии, устно люди подходили и благодарили. Митя Ренанский написал, что это событие года для Петербурга. Конечно, нам это очень приятно.

— Публика в Петербурге, а особенно люди, которые ходят в театры — искушенная и очень подготовленная публика. Понятно, что приехала пермская опера, которая получила в этом году 18 номинаций, и сегодня не надо говорить, что приехал театр из провинции...

— Действительно, вектор немножко поменялся. Пермь является практически хедлайнером всех событий, которые происходят в России. Когда достаточно авторитетный критик Митя Ренанский говорит, что это событие года и с большими благодарностями… Причем мы перестаем ощущать себя провинциальным коллективом, который приехал, у нас раз в два года гастроли куда-то в столицу… Нет, это становится нормой. Приятно, что это находит отклик у публики.

— Очень скоро мы сможем снова услышать звездную трилогию «Моцарт — да Понте» в Перми. Речь идет и о «Так поступают все женщины», и о «Свадьбе Фигаро», и о недавней премьере «Дон Джованни». Я так понимаю, что оставлен тот состав, который пел на недавних премьерах, а в «Так поступают все женщины» и «Свадьбе Фигаро» изменены составы?

— В «Доне Джованни» тоже будет один ввод. Мне очень приятно, что будет вводиться одна из артисток хора. Это Элени Стамеллу, она будет петь партию Церлины. Церлину у нас пела Даша Телятникова, могу сообщить поклонникам, что Даша ожидает прибавления в семье. Она выступила с нами в Петербурге, пела одну из ведьм, и уже заметно, что Даша ждет прибавления.

— Хотя говорят, что певицы в положении поют еще лучше.

— Даша прекрасно справилась с этой ведьмой. Но мы не можем ее на сцену выпустить уже в таком состоянии.

— Давайте начнем с первой оперы. Насколько изменился состав, будем ли мы ожидать то же самое восхищение голосами, спектаклем, которое мы получили на премьере?

— Абсолютно. Я могу сообщить публике и порадовать ее тем, что из первого состава у нас будет партию Фьордилиджи  петь Наталья Кириллова. Это одна из наших звезд, потому что компания в нашем театре просто потрясающая, нам действительно уже начинают завидовать другие театры. Из первого состава будет Станислав Леонтьев, замечательный певец, тенор, с которым мы сотрудничаем достаточно часто, он будет петь Феррандо. Андрей Бондаренко, который практически прославился в нашем городе, исполняя графа Фигаро, будет петь в нашей трилогии, войдет в роль Гульельмо. Я уверен, что два петербургских певца споются и сделают прекрасную работу. Также могу сказать, мы ратуем за то, чтобы в Пермь приезжали певцы, которые вышли из Перми. Вот таким певцом является Юрий Кисин. Это музыкант, который уже приезжал к нам, пел в «Золушке» Пандольфа, и мы его снова пригласили на Альфонсо. Пермяки, возможно, помнят — он еще пел Мазетто в «Дон Джованни». И также есть два ввода, вводятся новые певцы, они из труппы, это Элени-Лидия Стамеллу, артистка нашего хора, и Наташа Буклага, которая звездно выступала в «Фигаро».

— Если не лукавить, то ввод этих артистов — вынужденная мера, когда театр не может снова пригласить тех ярких звезд? Либо вы сегодня можете сказать: да, наши певцы достигли того уровня, которого требует Теодор Курентзис?

— Мне очень приятно, что Нина сейчас практически защищает позицию, что в город должны приезжать звезды. Иногда нас за это ругают. Нет, наша театральная политика — на премьеру мы можем позволить себе певцов, но дальше должны прокатывать спектакли собственными составами.

— Вы же не можете уронить качество, правильно?

— Оно не упадет, я вас уверяю. Во-первых, Наталья Кириллова, певица, которая на протяжении всех лет работает с маэстро Курентзисом, вращается с такими певцами, как Симоне Альбергини. Мария Форрстрем... Естественно, они набираются опыта и сейчас это уже опытные певицы. Я не говорю, что стыдно или что-то, это будет высокий уровень. Наташа Буклага, входящая в Дорабеллу, сделает потрясающую роль, просто замечательную. В «Фигаро» из первого состава будет Фани Антонеллу, Андрей Бондаренко, Марцелиной выступит Надежда Бабинцева, наша певица, Володя Тайсаев будет Бартоло. Вводы — думаю, что много людей будут рады новому вводу, это графиня Надежда Кучер, Наташа Лескова, артистка нашего хора, одна из замечательных Ольг из «Евгения Онегина», публика её знает. Наташа — тоже артистка хора, но потрясающий голос.

— Вот почему в хор не все могут попасть! Потому что потом вы смотрите на то…

— Это одно из условий. 70% артистов поют сольные партии. Иногда я сетую, что не вижу их на репетициях у себя, потому что они готовят какие-то роли. Карьера Наташи Лесковой идет очень хорошо, несмотря на то, что девушке всего 23 года, а она уже работает в проектах Теодора Курентзиса. Она начинающая певица, но мастерство у нее уже достаточное, чтобы выглядеть достойно, на уровне певцов Андрея Бондаренко.

— Кроме того, что мы услышим три оперы, кажется, еще раз услышим и «Королеву индейцев». Должны представить еще и необычную сказку, опера-квест «Дедушка Лир», и речь тут не о «Короле Лире», как меня спрашивали. Я так понимаю, это будет мировая премьера произведений Петра Поспелова.

— Да, абсолютно.

— Шекспир тут не валялся. (смеются)

— Абсолютно. Лир — к счастью, это имя принадлежит еще и Эдварду Лиру, писатель, у которого есть замечательные чепуховые стихи.

— Английский Хармс?

— Да, просто фантастические истории. Если пересказывать либретто оперы, то будет очень забавно. Допустим, встретились два джентльмена, муха Зум-зум и комар Долгоног и давай сетовать на жизнь. Комар перестал петь от того, что у него чересчур длинные ноги, а сэр Муха не ездит во дворец, потому что его ноги слишком коротки. Истории будут невероятные, фантастические, возрастная категория этого спектакля 0+. Причем я могу сказать, что пермяки знают этих режиссеров-постановщиков, это Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова. Они поставили на «Сцене-Молот» «Сказку, которая не была написана». Когда был выбор режиссеров, мне пришлось сходить на этот спектакль, я посмотрел — фантазийно невероятно! Причем я достаточно взрослый человек, мне уже глубоко за 40,  мне было интересно смотреть этот спектакль. И я видел реакцию детей, потрясающее сочетание в режиссуре на публике…

— Это модный сегодня интерактив, общение с детьми?

— Да, но когда была презентация ребят для нашего театра этого спектакля, они осознанно сказали: господа, мы работаем на публику 0+, и плюс означает, что взрослые тоже должны найти для себя что-то интересное.

Необычность этого проекта в том, что спектакль будет в исполнении певцов, камерного оркестра, небольшого хора всего лишь в 8 человек, будут использованы куклы — марионеточные, перчаточных там нет, но таких кукол я не видел никогда в своей жизни. Часть кукол сделана из бытовых предметов, две терки создают тело какого-то паучка, ложки и вилки использованы невероятно оригинально. Видно, что это сделано с любовью.

— Квест — это испытание, которое нужно пройти ради какой-то конечной цели. Здесь что, зрители будут по театру блуждать?

— Мы рассчитываем, какой будет тайминг у спектакля — примерно час. Детей встретят у входа и сразу же начнут разыгрывать с ними игры. Они будут принимать непосредственное участие, переплывать реки, и, я думаю, взрослым будет интересно технологически посмотреть, с какой фантазией можно подойти к простым вещам. Как переместить ребенка из одного в другое фойе, чтобы ребенок был постоянно в контакте.

— Все равно в вашем театре первичен музыкальный материал, здесь он какой?

— С Петром Поспеловым мы работаем впервые, у Петра достаточно большой опыт написания для детей. Мы нисколько не боялись отдавать музыку именно этому композитору, тем более, что у Славы и Маши, режиссеров, тоже был контакт с Петром. Могу сказать, что музыка невероятно мелодичная, очень приятная на слух, доходчивая до любого зрителя, достаточно песенная. Думаю, спектакль будет очень красивым. После моего посещения «Сцены-Молот», делаю дополнительную рекламу нашим коллегам, просто с нетерпением жду этот спектакль.

— Не могу вас не спросить о концертных исполнениях опер, которые недавно прошли — «Сельская честь», «Сестра Анжелика». Впереди что-то еще планируется? Как театр определяет для себя нужность подобного формата, пусть это концертное исполнение, но подготовка к нему идет с не меньшим напряжением чувств, сил, мастерства?

— Да, сейчас прошла очередная серия спектаклей в концертном исполнении, это «Сестра Анжелика» и «Сельская честь». Для нас это невероятный опыт, мы взаимодействуем с разными дирижерами и разным музыкальным материалом. К моему сожалению, в зале был не переаншлаг. Мне кажется, в Перми нельзя разбрасываться такими проектами и не быть активным слушателем.

— Просто большинству нужно еще зрелище, а не все могут оценить, когда на сцене просто сидит и играет оркестр, и это уже красиво.

— Считаю, что музыка, концертное исполнение — то же самое, что читать книгу или смотреть экранизацию. Ты можешь закрыть глаза и срежиссировать себе любые картины. Качество исполнения невероятно высокое.

Я могу просто проанонсировать буквально несколько спектаклей — это «Тоска» Пуччини, «Пиковая дама» (мы ушли от сценической версии, она будет в концертном исполнении, будет дирижировать Андрес Мустонен). Также публика услышит музыку Дебюсси «Пелиаса и Милизанды», это ближе к лету. В общем, всех приглашаю!

Вопросы задавала Нина Соловей  | «Эхо Москвы в Перми» 

поиск