19 апреля 2024
Сегодня
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    19
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
16.10.2014
Венские классики — без дирижера

Второй концерт цикла «Все симфонии Бетховена», куда войдут Симфония № 1 Людвига ван Бетховена, и 38-я «Пражская» симфония Вольфганга Амадея Моцарта, оркестр musicAeterna сыграет без дирижера. Концерт состоится 21 октября в 19:00. За час до начала события, с 18:00, зрители, купившие билет, смогут послушать лекцию музыковеда Анны Фефеловой о произведениях, заявленных в программе концерта.

Куратором концерта выступает Мартин Зандхофф — один из основателей, концертмейстер группы флейт, а с 2005 года — художественный руководитель оркестра Concerto Köln, который уже четверть века входит в число ведущих мировых коллективов, специализирующихся на исторически информированном исполнительстве. Весь 143-й сезон он будет работать с оркестром musicAeterna по приглашению художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса. Главная цель работы — помочь musicAeterna лучше перестраиваться на работу с другими дирижерами, а для этого свободно освоить чрезвычайно сложный для больших оркестров формат самостоятельного исполнительства. Как и musicAeterna, оркестр Concerto Köln состоит из солистов и выдвигает в качестве одного из своих принципов выступление без дирижера, даже с большими симфоническими программами. Художественный руководитель Concerto Köln Мартин Зандхофф станет проводником для musicAeterna в этом новом для оркестра формате.

Мартин Зандхофф, куратор концерта:

— Мы решили дать возможность музыкантам оркестра поискать свое собственное звучание, проявить такую же экспрессию и темперамент, работая самостоятельно, сами с собой. Это что-то вроде исполнения камерной музыки большим симфоническим оркестром. Я часто работаю в оркестре как флейтист, я знаю своих коллег и знаю, как они могут реагировать и выражать музыку. Я надеюсь, что у нас получится создать нужную атмосферу. В первую очередь, это значит слушать друг друга очень внимательно, быть в постоянном контакте друг с другом, с каждой группой исполнителей, это очень «немецкое» понимание оркестрового звучания. Для развития оркестра это очень важно.

Лавры первооткрывателя такого исполнения принадлежат России — большой симфонический оркестр без дирижера появился в Советском Союзе еще в 1922 году. Персимфа́нс (сокращение от Первый симфонический ансамбль, также Первый симфонический ансамбль Моссовета) отличался яркостью и эмоциональностью выступлений. Слаженности и взаимопонимания большой коллектив без дирижера может достичь разными способами. В Персимфансе музыканты нередко располагались кругом, часть музыкантов сидели спиной к залу. Но на концерте musicAeterna все будет иначе. По словам Мартина Зандхоффа, круговое расположение музыкантов больше подходит для исполнения произведений композиторов эпохи романтизма. Классики, Моцарт и Бетховен, такой рассадки не требуют. Достаточно того, чтобы все видели концертмейстеров каждой группы. Хотя этот концерт не предполагает исторически информированного исполнительства, но особенные акценты, характерные для XVIII века, в «Пражской» симфонии будут.

Мартин Зандхофф, куратор концерта:

— Мы только что записали оперу «Дон Жуан» Моцарта, многое из стилистики интерпретации Моцарта Теодором Курентзисом я думаю перенести на «Пражскую» симфонию, которую будем исполнять, даже учитывая, что играть мы будем на современных инструментах.

Трехчастная симфония ре мажор Вольфганга Амадея Моцарта была впервые исполнена 19 января 1787 года в Праге, и потому осталась в истории под названием «Пражская». Как утверждают некоторые музыковеды, по своей законченности и зрелости она примыкает к последним трем симфониям композитора. Известное воздействие, по-видимому, оказало на нее и соседство с будущим «Дон Жуаном», мысли о котором тогда уже начали тревожить воображение Моцарта.

Премьера Первой симфонии Людвига ван Бетховена, состоявшаяся в Вене 2 апреля 1800 года, стала событием не только в жизни композитора, но и в музыкальной жизни столицы Австрии. Это был первый большой авторский концерт Бетховена, и критиков поразил состав оркестра: по мнению рецензента лейпцигской газеты того времени, «духовые инструменты применены слишком обильно, так что получилась скорее духовая музыка, нежели звучание полного симфонического оркестра». Бетховен не только включил в состав оркестра два кларнета, что по тем временам было редкостью, но еще и построил ряд эпизодов на контрастах духовой и струнной групп.

Концерт сможет увидеть весь мир: прямая трансляция в интернете будет проходить на сайте театра. Начало в 19:00 (17:00 по московскому времени).

Следующий концерт цикла «Все симфонии Бетховена» состоится 18 января. Оркестр musicAeterna под управлением Петра Белякина исполнит Вторую, Четвертую и Восьмую симфонии венского классика. 

поиск