05 октября 2022
06 октября 2022
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
30 октября 2022
01 ноября 2022
02 ноября 2022
04 ноября 2022
05 ноября 2022
06 ноября 2022
07 ноября 2022
10 ноября 2022
18 ноября 2022
19 ноября 2022
20 ноября 2022
23 ноября 2022
24 ноября 2022
26 ноября 2022
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
24 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
Журнал
  • Октябрь
    03
  • Ноябрь
  • Декабрь
16.10.2014
Венские классики — без дирижера

Второй концерт цикла «Все симфонии Бетховена», куда войдут Симфония № 1 Людвига ван Бетховена, и 38-я «Пражская» симфония Вольфганга Амадея Моцарта, оркестр musicAeterna сыграет без дирижера. Концерт состоится 21 октября в 19:00. За час до начала события, с 18:00, зрители, купившие билет, смогут послушать лекцию музыковеда Анны Фефеловой о произведениях, заявленных в программе концерта.

Куратором концерта выступает Мартин Зандхофф — один из основателей, концертмейстер группы флейт, а с 2005 года — художественный руководитель оркестра Concerto Köln, который уже четверть века входит в число ведущих мировых коллективов, специализирующихся на исторически информированном исполнительстве. Весь 143-й сезон он будет работать с оркестром musicAeterna по приглашению художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса. Главная цель работы — помочь musicAeterna лучше перестраиваться на работу с другими дирижерами, а для этого свободно освоить чрезвычайно сложный для больших оркестров формат самостоятельного исполнительства. Как и musicAeterna, оркестр Concerto Köln состоит из солистов и выдвигает в качестве одного из своих принципов выступление без дирижера, даже с большими симфоническими программами. Художественный руководитель Concerto Köln Мартин Зандхофф станет проводником для musicAeterna в этом новом для оркестра формате.

Мартин Зандхофф, куратор концерта:

— Мы решили дать возможность музыкантам оркестра поискать свое собственное звучание, проявить такую же экспрессию и темперамент, работая самостоятельно, сами с собой. Это что-то вроде исполнения камерной музыки большим симфоническим оркестром. Я часто работаю в оркестре как флейтист, я знаю своих коллег и знаю, как они могут реагировать и выражать музыку. Я надеюсь, что у нас получится создать нужную атмосферу. В первую очередь, это значит слушать друг друга очень внимательно, быть в постоянном контакте друг с другом, с каждой группой исполнителей, это очень «немецкое» понимание оркестрового звучания. Для развития оркестра это очень важно.

Лавры первооткрывателя такого исполнения принадлежат России — большой симфонический оркестр без дирижера появился в Советском Союзе еще в 1922 году. Персимфа́нс (сокращение от Первый симфонический ансамбль, также Первый симфонический ансамбль Моссовета) отличался яркостью и эмоциональностью выступлений. Слаженности и взаимопонимания большой коллектив без дирижера может достичь разными способами. В Персимфансе музыканты нередко располагались кругом, часть музыкантов сидели спиной к залу. Но на концерте musicAeterna все будет иначе. По словам Мартина Зандхоффа, круговое расположение музыкантов больше подходит для исполнения произведений композиторов эпохи романтизма. Классики, Моцарт и Бетховен, такой рассадки не требуют. Достаточно того, чтобы все видели концертмейстеров каждой группы. Хотя этот концерт не предполагает исторически информированного исполнительства, но особенные акценты, характерные для XVIII века, в «Пражской» симфонии будут.

Мартин Зандхофф, куратор концерта:

— Мы только что записали оперу «Дон Жуан» Моцарта, многое из стилистики интерпретации Моцарта Теодором Курентзисом я думаю перенести на «Пражскую» симфонию, которую будем исполнять, даже учитывая, что играть мы будем на современных инструментах.

Трехчастная симфония ре мажор Вольфганга Амадея Моцарта была впервые исполнена 19 января 1787 года в Праге, и потому осталась в истории под названием «Пражская». Как утверждают некоторые музыковеды, по своей законченности и зрелости она примыкает к последним трем симфониям композитора. Известное воздействие, по-видимому, оказало на нее и соседство с будущим «Дон Жуаном», мысли о котором тогда уже начали тревожить воображение Моцарта.

Премьера Первой симфонии Людвига ван Бетховена, состоявшаяся в Вене 2 апреля 1800 года, стала событием не только в жизни композитора, но и в музыкальной жизни столицы Австрии. Это был первый большой авторский концерт Бетховена, и критиков поразил состав оркестра: по мнению рецензента лейпцигской газеты того времени, «духовые инструменты применены слишком обильно, так что получилась скорее духовая музыка, нежели звучание полного симфонического оркестра». Бетховен не только включил в состав оркестра два кларнета, что по тем временам было редкостью, но еще и построил ряд эпизодов на контрастах духовой и струнной групп.

Концерт сможет увидеть весь мир: прямая трансляция в интернете будет проходить на сайте театра. Начало в 19:00 (17:00 по московскому времени).

Следующий концерт цикла «Все симфонии Бетховена» состоится 18 января. Оркестр musicAeterna под управлением Петра Белякина исполнит Вторую, Четвертую и Восьмую симфонии венского классика. 

поиск