23 апреля 2024
Сегодня
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    23
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
22.10.2014
Запрещенная опера прозвучит в Перми

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий в России, на сцене Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского прозвучит «неизвестный» шедевр XX века. Опера «Пассажирка» Мечислава (Моисея) Вайнберга будет представлена в концертном исполнении Оперного хора, хора и оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. За час, в 18:00, начнется посвященная событию лекция музыковеда Анны Фефеловой.

Опера Вайнберга «Пассажирка» стоит особняком в списке музыки, посвященной памяти жертвам фашизма. Среди полусотни музыкальных произведений о Холокосте (начиная от «Выжившего из Варшавы» Арнольда Шёнберга до «Разных поездов» Стива Райха) ее отличает «мягкий» (учитывая остроту темы) музыкальный характер.

По сюжету, на трансатлантическом лайнере через 15 лет после окончания Второй мировой встречаются бывшая надзирательница Освенцима Лиза и выжившая в заключении Марта, и эта встреча поднимает со дна памяти обеих тяжелые воспоминания. Сюжет новеллы польской писательницы Зофьи Посмыш, основанный на мемуарах бывшей узницы концлагеря, оказался близок Моисею Вайнбергу, потерявшему в ходе Второй мировой войны семью.

Долгие годы партитура оперы лежала на полке, хотя ею восхищался Дмитрий Шостакович, называя произведение «мастерским, совершенным по стилю и форме», характеризуя оперу как «гимн человеку, гимн интернациональной солидарности людей против самого страшного в мире зла — фашизма», а самого Вайнберга — одним из выдающихся композиторов современности. О теплых дружеских отношениях двух композиторов множество свидетельств. Шостакович пытался вызволить Вайнберга из «Бутырки», куда он попал по обвинению в «еврейском национализме». 78 дней и ночей в одиночной камере, после, по всей вероятности, Вайнберга ждала казнь или ссылка. Сама жизнь, трагические повороты судьбы заставили композитора писать о страшных событиях, свидетелем которых он стал. Выйдя на свободу, Вайнберг продолжал творить до самых последних дней. Он ушел из жизни в 1996-м.

Композитор Моисей Вайнберг одновременно известен и неизвестен слушателям. Именно Вайнберг написал замечательную музыку к популярным советским кинофильмам и мультфильмам (их более 60).  Не зная имени автора, многие знают и любят запоминающуюся музыку из лент «Укротительница тигров», «Летят журавли», «Афоня», «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух» и пр.

Однако, по большому счету, мы почти не знаем музыки Вайнберга. По свидетельству вдовы композитора, Ольги Вайнберг, около 70% его произведений не опубликовано даже в виде нот. Наследие Вайнберга включает 19 симфоний, 2 симфониетты, 2 камерные симфонии, 7 опер, 3 оперетты, 2 балета, 17 струнных квартетов, Квинтет, 5 инструментальных концертов и множество сонат. Все эти сочинения исполняются редко. Опера «Пассажирка» ждала своего часа 42 года: в сценическом воплощении она впервые была представлена публике лишь в 2010 году на фестивале в Брегенце (Австрия) в постановке режиссера Дэвида Паунтни и дирижера Теодора Курентзиса.

В сценическом варианте герои оперы «Пассажирка»  говорили на восьми языках: русском, польском, немецком, французском, греческом, идиш, чешском, английском. В Перми концертное исполнение предполагает лишь один язык — русский. Всё время на сцене будет находиться сводный хор (певцы musicAeterna и Оперный хор), всего около 80 человек.

Виталий Полонский, главный хормейстер Пермского театра оперы и балета:

— В музыкальном жанре «евангельские страсти» хор исполняет вступительную и заключительную  части, которые вводят в особенное эмоциональное состояние, хоралы, которые описывают реальность, а также становится  непосредственным участником действия. В опере «Пассажирка» можно найти некоторые аналогии  с такими ролями хора, по ходу спектакля он представляет то заключённых, то пассажиров, то немецких офицеров, то — обычных зрителей из другого времени. Более того, хор иногда представляет и внутренний голос героя, транслирует его мысли.

В этом сезоне в театре оперы и балета будут представлены и другие произведения Мечислава Вайнберга. Услышать их можно будет в цикле камерных концертов «Музыка для нас» 17 января 2015, вместе с сочинениями Дмитрия Шостаковича, Арво Пярта и Арно Бабаджаняна.

Состав постановщиков и исполнителей

поиск