25 апреля 2024
Сегодня
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    25
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
17.06.2016
Лёд и пламень: контрасты оперы «Травиата»

17, 18 и 19 июня самой ожидаемой оперной премьерой 144-го сезона в Пермском театре оперы и балета откроется Международный Дягилевский фестиваль. Публике будет представлена опера «Травиата» Верди в постановке режиссера Роберта Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса. Спектакль посвящен памяти импресарио Жерара Мортье. 

Спектакль крупнейшего режиссера современности Роберта Уилсона, одного из родоначальников «театра художника», копродукция Пермского театра оперы и балета, Unlimited Performing Arts (Дания), Landestheater Linz (Австрия) и Les Théâtres de la Ville de Luxembourg (Люксембург). Осенью 2015 года состоялась премьера в Линце, в Перми опера будет представлена с другим составом солистов и под руководством другого дирижера — художественного руководителя Пермской оперы Теодора Курентзиса.

Работа такого мэтра, как Роберт Уилсон, сразу переводит любой театр в высшую лигу. Пермь получила эту возможность, когда от постановки отказался Королевский театр в Мадриде, перекроивший свои планы, после того как интендант Жерар Мортье в силу болезни был вынужден отойти от дел. Теодор Курентзис предложил Мортье и Уилсону поставить «Травиату» в России. Всегда благоволивший Перми Мортье дал согласие. Его светлой памяти и будет посвящена премьера.

Мастер с ярко выраженным индивидуальным почерком, Роберт Уилсон создает театр, который принято называть формалистическим и абстрактным. У артистов непростая задача — удержаться в рамках ограниченных выразительных средств (сценических движений немного, все мизансцены строго пронумерованы) и не потерять при этом эмоционального напряжения. Один из самых хладнокровных режиссеров нашего времени поставил одну из самых слёзных историй в мировой оперной культуре.

Роберт Уилсон, режиссер, сценограф и автор светового решения оперы «Травиата»:

— Сложность заключается в том, чтобы найти глубину эмоций в музыке, не быть поверхностным, но и слишком экспрессивным тоже. Когда что-то переживается глубоко, экспрессия не нужна. Эмоция — это не то, что должно быть описано. Если она истинна, она очевидна. Причина, по которой я работаю художником, это желание задавать вопрос «Что это?», а не объяснять, чем это что-то является. Декорации абстракты. Меня всегда привлекала абстракция, потому что она наполнена смыслами. Когда видишь абстракцию, ты можешь не думать ни о чем либо увидеть множество ассоциаций.

Абстракция дает свободу и для восприятия музыкальной истории. Свою трактовку одной «Травиаты» представит Теодор Курентзис, один из самых темпераментных дирижеров современности.

Теодор Курентзис, музыкальный руководитель и дирижер оперы «Травиата», художественный руководитель Пермского театра оперы и балета:

— Я неоднократно работал над «Травиатой» Верди, и каждый раз нахожу в ней новые смыслы. В этот раз мы поставили себе задачу добиться аутентичности в прямом смысле этого слова: очистить музыку от слоя интерпретаций, избавиться от представлений, навязанных нам традициями и восстановить оперу такой, как ее видел Верди. А он был очень щепетилен во всем: от нюансов партитуры до подбора солистов. Источников множество: и письма композитора, и материалы о премьере, о ее подготовке. Эта цель перекликается с подходом режиссера Боба Уилсона: он тоже трактует спектакли вопреки сложившимся традициям оперы середины XX века.

Эстетика, действительно, непривычна. Светящиеся задники спектаклей Уилсона — футуристичны, а статуарная эксцентрика и фантастический грим артистов отсылают к древнему ритуальному театру и театру кабуки. Над «фирменной» картинкой работала большая интернациональная команда. Огромную роль здесь играет свет: на репетиции и отработку световых схем отведено 80 часов. Чтобы всё было идеально, театр пригласил волонтеров-статистов, на которых отрабатывался сценический свет. Команда гримеров из 12 человек работала по 12 часов в сутки: на грим одного артиста уходило 90 минут! Сложные образы требуют идеального исполнения и вызывают вздох удивления — красиво, порой даже слишком.

Трактовать формальные мизансцены, наполняя их индивидуальной энергетикой и смыслом, придется и солистам, и хору musicAeterna. Представлять историю куртизанки Виолетты Валери готовятся два состава солистов. Оба интернациональные. 17 и 19 июня на сцену выйдут Надежда Павлова (Пермь) — Виолетта Валери, Айрам Эрнандес (Испания) — Альфред Жермон и Димитрис Тилиакос (Греция) — Жорж Жермон. 18 июня соответствующие партии исполнят Ребекка Нелсен (США), Борис Рудак и Анджей Белецкий (Россия). Роберт Уилсон в интервью «Новому компаньону» отметил, что составы солистов очень разные. Исполнительниц главной партии он характеризовал полярно: «Ребекка — экстраверт, Надя — в большей степени интроверт», и посоветовал зрителям посмотреть оба состава.

Обращаем ваше внимание, что 17 и 19 июня постановкой будет дирижировать Теодор Курентзис, 18 июня — Валентин Урюпин. 

поиск