24 апреля 2024
Сегодня
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    24
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
25.10.2016
Единственный раз в Перми прозвучит опера Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе»

Век назад, в октябре 1916 года, свет увидела вторая и окончательная редакция оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе». 1 ноября в Пермском театре оперы и балета состоится ее единственное концертное исполнение. 

«Ариадна на Наксосе» — жемчужина оперного репертуара первой половины ХХ столетия. Первоначально, в 1912 году, «Ариадна» была написана как интермедия для постановки комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», но действо оказалось слишком длинным — около шести часов! 100 лет назад, в октябре 1916 года, публике представили окончательную редакцию оперы, ее и услышат зрители в Пермском театре оперы и балета 1 ноября.

Сочетание несочетаемого: классической мифологии и сатиры,  высокой драмы и commedia dell'arte, драматизма и буффонады — такова опера, созданная Рихардом Штраусом и Гуго фон Гофмансталем. Блестящее либретто Гофмансталя, в котором есть и искрометный юмор, и тонкий психологический анализ образов, и жизненная философия и мудрость, гениально положено Штраусом на музыку.

Артем Абашев, дирижер:

— Лично для меня эта партитура как хрестоматия музыкальных стилей. Здесь есть итальянский колорит — в эпизодах с участием персонажей commedia dellarte. Есть французский след, напоминающий о том, что Франция многое переняла у Италии и послужила перепутьем для распространения оперы дальше по странам Европы. И конечно, большая роль в этом произведении отведена Рихарду Вагнеру, крупнейшему оперному композитору Германии XIX века, который оказал значительное влияние на творчество Рихарда Штрауса.

Сюжет повествует о подготовке к домашним спектаклям в имении богача, ничего не смыслящего в искусстве, прототипом которого стал мольеровский Журден. К показу предполагается сначала трагическая опера «Ариадна на Наксосе», а вслед за ней — комедия масок. Однако, чтобы кульминация праздника — запланированный фейерверк — состоялся вовремя, хозяин усадьбы приказывает показать оба спектакля одновременно, что приводит в смятение композитора и певцов.

Артем Абашев, дирижер:

— «Ариадна на Наксосе» структурно устроена таким образом, что можно говорить о трех слоях смыслов: низкий, водевильный — слой человеческих отношений; высокий, драматический — слой театральный, на котором герои рассуждают о смысле искусства; и есть еще метаслой — это уровень космического, на который нас поднимает музыка ближе к финалу. Получается что-то вроде «оперы роста»: ты заходишь в зал в одном состоянии, а выходишь уже изменившимся. В музыке нет пауз, мы, как по волнам, плавно движемся вперед.

В «Ариадне на Наксосе» Рихард Штраус смог удивительным образом соединить, казалось бы, несоединимое. Прием «театра в театре» позволил рассказать одновременно три истории и создать необычную, но совершенную по красоте эстетическую конструкцию. Восхитительная музыка Штрауса сделала эту оперу любимицей европейского репертуара.

«Ариадна на Наксосе» знаменита виртуозными вокальными партиями: роль Цербинетты, например, считается одной из труднейших в сопрановом репертуаре. В Перми эту партию исполнит блестящая певица Надежда Павлова, которую критики уже сейчас величают «новой дивой российского оперного театра». Заглавную партию исполнит Лариса Келль, а Наталья Буклага, одна из немногих солисток Пермской оперы, которая с легкостью примеряет брючную роль, на этот раз выступит как Композитор. Есть и приглашенный певец — Захар Ковалев из Московского камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского, который исполнит партии Вакха и Тенора. Всего же на сцену выйдут 17 солистов (и это, напомним, сокращенная версия оперы!).

Чтобы зрители Пермской оперы могли поближе познакомиться с богатым контекстом произведения, театр подготовил для всех желающих образовательный проект «Лаборатория современного зрителя»: помимо посещения открытых репетиций, в цикле, посвященном опере Штрауса, предполагается мастер-класс по современной хореографии от Лауры Хасаншиной, мастер-класс Надежды Павловой по вокалу и публичная лекция «Мифология в архитектуре».

поиск