26 сентября 2023
Сегодня
27 сентября 2023
28 сентября 2023
29 сентября 2023
30 сентября 2023
01 октября 2023
03 октября 2023
04 октября 2023
05 октября 2023
07 октября 2023
08 октября 2023
10 октября 2023
12 октября 2023
13 октября 2023
15 октября 2023
21 октября 2023
22 октября 2023
24 октября 2023
25 октября 2023
26 октября 2023
28 октября 2023
29 октября 2023
31 октября 2023
01 ноября 2023
03 ноября 2023
05 ноября 2023
07 ноября 2023
08 ноября 2023
09 ноября 2023
12 ноября 2023
14 ноября 2023
16 ноября 2023
17 ноября 2023
19 ноября 2023
21 ноября 2023
22 ноября 2023
25 ноября 2023
26 ноября 2023
29 ноября 2023
30 ноября 2023
Журнал
  • Сентябрь
    26
  • Октябрь
  • Ноябрь
06.12.2016
(Не)сказка «Золушка»: в Перми готовится премьера балета Прокофьева

20, 21, 23 и 24 декабря в Пермском театре оперы и балета к 125-летию Сергея Прокофьева будет представлена новая сценическая версия его «Золушки». По воле художественного руководителя театра Теодора Курентзиса и главного балетмейстера Алексея Мирошниченко архетипический сюжет о девушке, которая много работает и находит свое счастье, будет перенесен в театральную среду конца 1950-х. 

Первая балетная премьера 145-го сезона — интерпретация классики. 20, 21, 23 и 24 декабря зрители увидят новую версию «Золушки» Сергея Прокофьева в постановке Алексея Мирошниченко, главного балетмейстера театра. Идея поместить действие балета в 1950-е, да еще в театральную среду, принадлежит художественному руководителю Пермского театра оперы и балета Теодору Курентзису.

Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета и музыкальный руководитель премьеры:

— «Золушка» Прокофьева — это такое тоскливое счастье. Никто не мог соединить в легкой музыке два этих чувства — тоску и радость — так пронзительно, как Прокофьев. Вспомните гениальную сцену свадебного финала — как радостно и грустно там. Это ностальгия по потерянному раю. Наша «Золушка» не сказка, у нас всё действие балета перенесено в 50-е годы. Там будут выведены и Хрущев, и Фурцева, и Большой театр того времени. Это спектакль в спектакле. Очень смешной и трогательный, в котором должна присутствовать магия театрального закулисья. Это всегда такое умиление — наблюдать, как балерины в пачках сидят в буфете и пьют чай, кутаясь в теплые вязаные кофты, а на ногах у них шерстяные гетры. (из интервью журналу «Сноб»)

В новом спектакле хореограф Алексей Мирошниченко продолжит размышлять на тему культуры и эстетики советского прошлого. Об этом были и его прошлогодние премьеры — опера-буфф «Оранго» и балет «Условно убитый» на музыку Шостаковича.

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета:

— Интерес к «Советскому проекту» не ослабевает. Очевидно, что осознание этого коллективного опыта еще не завершено, и, пока это не будет сделано, невозможно движение вперед. Недавно мы в балете на вновь открытую музыку Шостаковича «примирялись» с тридцатыми, сейчас будем «мириться» с пятидесятыми годами ХХ века.

Прием «театр в театре» позволяет воплощать действие и в советских реалиях, и в пространстве волшебной сказки. Главная героиня спектакля — юная балерина Вера Надеждина, которая готовит партию Золушки в новом балете. На ее руку и сердце претендуют сразу два принца — звезда Парижской оперы Франсуа Ренар и начинающий советский балетмейстер Юрий Звездочкин. Нелегкий выбор разрешается просто: за героиню его делает само время и окружение.

Алексей Мирошниченко, хореограф и автор либретто премьерной «Золушки»:

— Наша новая «Золушка» — это действительно не сказка в привычном понимании слова, а драма, через призму которой мы рефлексируем над собственной жизнью и историей балетного мира и страны в целом. Этот балет — дань уважения балетному миру. В нашем спектакле раскрываются многие детали артистических будней. Кроме того, я специально вплел в хореографический текст пластические цитаты, характерные для советского времени. «Двойная рыбка», «флажок», «ласточка» и так далее — часть этих поддержек сегодня не в ходу, а хочется, чтобы этот пласт балетной истории не был утрачен окончательно.

Завершается балетная драма в Перми. И это не случайно. Во-первых, Сергей Прокофьев закончил клавир «Золушки» в 1943 году, после поездки в Пермь, куда был эвакуирован Театр имени Кирова. Во-вторых, продолжая линию главных балетмейстеров театра Марата Газиева, Николая Боярчикова, Георгия Алексидзе, Кирилла Шморгонера, этим спектаклем Алексей Мирошниченко формирует особый «пермский контекст».

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета:

— Когда мы говорим о «Пермском контексте», то подразумеваем постановки, которые, помимо классических отечественных и зарубежных балетов, пополняют репертуар нашей труппы. Это те уникальные, идущие только у нас спектакли, с которыми ассоциируется Пермь. Таков, например, «Шут» того же Прокофьева, которого мы в 2011 году открыли России, или «Условно убитый» и «Оранго» Шостаковича, явленные миру в 2015-м. Пермский балет в 2016 году отметил 90-летие, и, если оглянуться назад в историю, видно, что наша труппа всегда придерживалась такой стратегии, чем и выделялась на общем фоне.

За визуальное соответствие спектакля эпохе отвечают художники Татьяна Ногинова и Альона Пикалова. Вся хореография будет абсолютно новой, но тоже с учетом выбранного периода истории.

За дирижерский пульт в дни премьеры встанет Теодор Курентзис. Маэстро не впервые обращается к этой балетной музыке Прокофьева: в 2007 году он получил Специальный приз жюри Национальной театральной премии «Золотая Маска» за яркое воплощение партитуры С.С. Прокофьева в спектакле Новосибирского театра оперы и балета.

Премьера балетной драмы «Золушка» состоится 20, 21, 23 и 24 декабря в Пермском театре оперы и балета, кроме того, 21 и 22 января. А 28 декабря в Большом зале Московской консерватории Теодор Курентзис и его оркестр musicAeterna исполнят музыку балета «Золушка» Сергея Прокофьева и подведут итог циклу мероприятий, приуроченных к 125-летию композитора.

Напомним, премьере будет посвящен четвертый цикл «Лаборатории современного зрителя»*, который начнется 12 декабря.

В программе «Лаборатории» два направления: «Открытый мир» и «Открытый театр».

«Открытый мир» — это лекции и творческие встречи с участием авторитетных пермских, российских и мировых экспертов в различных сферах искусств. Вход на мероприятия свободный, но по обязательной предварительной регистрации.

«Открытый театр» адресован зрителям Пермской оперы, желающим получить максимально полное представление о театральной жизни. Обязательное условие участия в программе цикла — приобретение билета на событие, которому он посвящен. Билет должен быть приобретен до вводной лекции.

Программа «Лаборатории», посвященной премьере балета «Золушка», будет доступна на сайте театра.

*При поддержке Министерства культуры Пермского края

поиск