05 октября 2022
06 октября 2022
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
30 октября 2022
01 ноября 2022
02 ноября 2022
04 ноября 2022
05 ноября 2022
06 ноября 2022
07 ноября 2022
10 ноября 2022
18 ноября 2022
19 ноября 2022
20 ноября 2022
23 ноября 2022
24 ноября 2022
26 ноября 2022
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
24 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
Журнал
  • Октябрь
    04
  • Ноябрь
  • Декабрь
20.01.2017
«Илия» Мендельсона-Бартольди откроет цикл великих ораторий в Пермской опере

28 января пермские и приглашенные солисты, а также артисты хора и оркестра musicAeterna под управлением Рафаэля Пишона откроют цикл исполнения ораторий на сцене Пермской оперы. Прозвучит сочинение Феликса Мендельсона-Бартольди «Илия»

Французский дирижер Рафаэль Пишон, уже выступавший в прошлом сезоне, часто исполняет произведения Мендельсона. В одном из анонсов исполнения «Илии» ансамблем Пишона Pygmalion в Парижской филармонии присутствует фраза о том, что для блистательного выступления французу не хватает только ангелов. «Хор ангелов» — именно так уже не раз называли журналисты и слушатели пермский хор musicAeterna под управлением Виталия Полонского. Солировать будут Наталья Кириллова (сопрано) и Наталья Буклага (меццо-сопрано). Приглашенные артисты — Робин Тричлер (тенор) и Томас Доли (баритон).

Мендельсон мечтал о создании немецкой национальной оперы — возвышенной, драматичной и народной, по своему идейному уровню и драматизму подобной пьесам Шиллера и Гёте. Композитор признавался, что если современная эпоха требует в музыкальном театре совсем другого, то он расстанется с мечтой об опере и будет писать оратории. «Илия» — образец возвышенного вдохновения и стиля. В этой оратории сочетаются крупные хоры и ансамбли, сложные полифонические формы и небольшие лирические ариозо, арии, дуэты, терцеты, мелодии светских романсов и бытовых песен и линии духовных песнопений.

Жанр оратории зародился в XVI веке в католическом обществе — конгрегации ораторианцев. На их собраниях пелись «Laudes spirituales» (лауды) в отдельном помещении при церкви, называвшемся «ораторий» (от лат. oratorium — «молитвенный дом, место для молитвы»). Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. Вплоть до XVIII века оратории служили только для богослужений, а в XIX веке превратились в крупное массовое произведение для хоров, отчасти потеряв свою сакральную суть.

У Мендельсона форма вновь соединяется с религиозным смыслом — в оратории «Илия». После премьеры этого ораториального шедевра в 1846 году английская монаршая семья назвала Мендельсона «пророком, очищающим музыкальное искусство от соблазнов и фривольности». Это последнее крупное и, пожалуй, самое зрелое произведение Мендельсона, образец его позднего стиля, полного драматических настроений и глубоких психологических наблюдений. Проявляются здесь и отголоски традиции Генделя: они придают произведению монументальный размах. Но самое сильное влияние на композитора оказал Иоганн Себастьян Бах, с творчеством которого 19-летнего Феликса познакомила его бабушка, подарив манускрипт баховских «Страстей». Так начался интерес Мендельсона к этому жанру. Он не только возродил интерес к творчеству Баха, но и продолжил в своих сочинениях традицию кантатно-ораториального жанра.

Не случайно, что дирижировать ораторией в Перми приглашен молодой перспективный музыкант из Франции Рафаэль Пишон. Он известен блестящими трактовками произведений Баха и его «окружения»: Генриха Шютца, Дитриха Букстехуде, Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса. Особые «отношения» выстроены у музыканта и с Феликсом Мендельсоном-Бартольди. Так, интерпретация его оратории «Илия» ансамблем Otrente под управлением Пишона на фестивале во французском Ла-Шез-Дьё в 2012-м была названа восхищенными зрителями «”дышащей” эпической фреской, каждый участник которой создавал палитру музыкальных акцентов».

В понедельник, 23 января, стартует пятый цикл «Лаборатории современного зрителя», посвященный оратории «Илия».

поиск