Если потребуется назвать самый спорный оперный проект уходящего сезона, то это, конечно же, будет "Фиделио", представленный в июле Пермским академическим театром оперы и балета имени П.И.Чайковского на территории печально известного концлагеря "Пермь-36". Если потребуется назвать проект, оставляющий по себе наиболее стойкое послевкусие и далеко выходящий за рамки собственно оперы, то и это окажется все тот же "Фиделио". Впрочем, что касается спорности, любые проекты подобного рода, встраиваемые в тот или иной конкретно-исторический антураж, уже по определению не могут не быть спорными. Хотя бы потому, что между реальными приметами реальной жизни и оперной условностью всегда и неизбежно остается зазор. Бороться с этим зазором - занятие вполне бесперспективное, но если, напротив, приняв его как должное, заставить работать на общий замысел, результат может окупить все или почти все издержки... (читать полностью)