В начале марта в Лондоне состоялась очередная конференция европейской ассоциации Opera Europa . Пермский театр оперы и балета им. Чайковского на форуме представлял директор по международным связям Марк де Мони.
В течение четырех дней руководители ведущих оперных театров Европы обсуждали актуальные вопросы, делились мыслями по поводу современного состояния оперного искусства и его перспектив. По мнению де Мони, пермский театр показал себя как один из самых прогрессивных оперно-балетных театров России:
«С 3 по 6 марта 2011 мне посчастливилось принять участие в European Opera Forum, проходившем в этот раз в расширенном формате в Лондоне. Всего в конференции приняло участие более 300 делегатов, которые представляли все ведущие оперные дома Европы. Принимающей стороной выступили Royal Opera House, English National Opera и National Theatre.
Вступительная сессия форума была посвящена основополагающим вопросам: «Зачем сегодня нужна опера? и Какова роль культуры в современном обществе?» Если суммировать, то можно смело сказать, участники дискуссии сошлись во мнении, что именно культура «делает человека человеком». В ходе последующих 3-х дней обсуждались самые разносторонние вопросы: как (и нужно ли) привлекать новую аудиторию, как с ней работать; как выстроить коммуникации не только с внешним миром, но и внутри театра; необходимо ли присутствие театра в виртуальном пространстве, создание цифровых платформ, принципы работы с социальными сетями, и т.д. Состоялось несколько специализированных сессий, посвященных архитектуре оперных театров (на одной из них был представлен один из конкурсных проектов нового здания Пермского театра оперы и балета).
Но, пожалуй, главной темой конференции стал вопрос принципов формирования репертуара, а главным выводом: нельзя отталкиваться от вкусов и ожиданий аудитории, нужно действовать исключительно из собственных убеждений и видения. Только такое бескомпромиссный подход позволяет привлекать и наращивать аудиторию, создавать положительную динамику спирали, постоянно устремленную вверх.
В рамках конференции было представлено несколько спектаклей. Отмечу два из них. Постановка «Лукреция Борджия» (Lucrezia Borgia) кинорежиссера Майка Фиггиса (Mike Figgis), сценическое действо этого спектакля, к сожалению, уступает гениально снятым четырем киноэпизодам, которые Фиггии показывает в ходе спектакля. Еще один спектакль - скандальная, современная опера Марка-Энтони Тёрнеджа (Mark-Anthony Turnage) «Анна Николь» (Anna Nicole) на либретто Ричарда Томаса (Richard Thomas). Среди делегатов шли споры о том, можно ли это произведение назвать оперой, и действительно ли оно находится на грани между оперой и мюзиклом. На мой взгляд, качество остроумного, литературного либретто (в котором немало ненормативной лексики), отсутствие каких-либо чисто драматических эпизодов (непрерывная, немного однообразная, но довольно лирическая музыкальная ткань), выбор фигуры женщины с трагической судьбой из нашей недавней истории в качестве главного героя, что само по себе вполне в традициях оперы - всё это позволяет отнести «Анну Николь» к опере.
Разумеется, много времени прошло в общении с коллегами, в наших разговорах зарождались проекты совместных постановок, выстраивались стратегические союзы и довольно амбициозные планы на будущее. Можно сказать, что мы заявили о себе как о самом прогрессивном и перспективном театре оперы и балета в России. Были начаты переговоры по привлечению к нашей работе ярких солистов и режиссеров, художников, представлению оперных и балетных спектаклей театра в Европе и других странах».