19 апреля 2024
Сегодня
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    19
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
12.10.2011
Возрождение шедевра

Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского вдохнул новую жизнь в легендарный балет «Бахчисарайский фонтан» композитора Бориса Асафьева. 20, 21, 23 и 24 октября в Перми состоится премьера спектакля, отреставрированного в полном соответствии с оригиналом 1934 года в канонической хореографии Ростислава Захарова. Постановку осуществила балетмейстер, педагог-репетитор Мариинского театра Галина Рахманова.

С точки зрения сегодняшнего дня, «Бахчисарайский фонтан» — свидетельство целой эпохи в развитии балетного искусства, лучшее, что было поставлено в жанре советского драмбалета. В истории он играет такую же важную роль, как постановки из классического наследия: «Раймонда», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Сильфида», «Жизель» и другие. 

Рожденный в эпоху расцвета сталинской империи, «Бахчисарайский фонтан», в основе которого сюжет одноименной поэмы Александра Пушкина, вобрал в себя черты классического русского балета и новые надежды советского времени. Он одновременно отвечал на запросы самых разных аудиторий. Для большевистских вождей он был как ВДНХ от искусства — в постановочную команду вошли известные люди своего времени. Композитор Борис Асафьев, либреттист Николай Волков, режиссер Сергей Радлов, художник Валентина Ходасевич, дирижер Евгений Мравинский и перспективный молодой хореограф Ростислав Захаров, только-только занявший пост главного балетмейстера Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинского). На «Бахчисарайский фонтан», как и на «Лебединое озеро», в обязательном порядке водили зарубежных гостей — дипломатов и первых лиц государств.

Для хореографов и артистов постановка означала становление нового музыкально-хореографического жанра — драматического балета, основанного на литературном первоисточнике и развивающегося строго по законам драматургии, а от исполнителей требующего высокого актерского мастерства. О своем участии в «Бахчисарайском фонтане» как о важной вехе в карьере вспоминают в своих мемуарах и первая исполнительница роли Марии — прима-балерина Ленинградского театра Галина Уланова , и Зарема второго поколения — звезда Большого театра Майя Плисецкая .

Не просто развлечением спектакль был и для зрителей, получавших возможность вслед за романтическим сюжетом на несколько часов перенестись под сень южных садов из суровой действительности сталинского правления.

Сегодня «Бахчисарайский фонтан» в первозданном виде сохранился лишь в Мариинском театре, где в 1934 году был поставлен и никогда не сходил со сцены. По инициативе главного балетмейстера Пермского театра оперы и балета Алексея Мирошниченко отныне постановка Захарова возвращается и в репертуар пермского балета. Перенос спектакля осуществила команда Мариинского театра: педагог-репетитор Галина Рахманова, художники Андрей Войтенко и Татьяна Ногинова, восстановившие стиль первой постановки по эскизам Валентины Ходасевич.

Пермским танцовщикам «Бахчисарайский фонтан» дает шанс продемонстрировать не только первоклассную технику, но и актерское искусство. В спектакле участвует почти вся труппа театра. В течение четырех премьерных дней меняются составы солистов:

МАРИЯ — заслуженная артистка России, лауреат Международных конкурсов Наталья Моисеева/ Мария Меньшикова/ лауреат Международных конкурсов Наталья Домрачева/ Инна Билаш

ГИРЕЙ — Марат Фадеев/ лауреат Международных конкурсов Сергей Мершин/ Ростислав Десницкий/ Герман Стариков

ЗАРЕМА — Наталья Макина/ Анна Поистогова/ Екатерина Гущина/ Альбина Рангулова

ВАЦЛАВ — лауреат Международных конкурсов Сергей Мершин/ Герман Стариков/ Ростислав Десницкий/ Никита Четвериков

поиск