19 апреля 2024
Сегодня
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    19
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
27.10.2011
Три Чайковских: творческое исследование одной фамилии

Главный дирижер Пермской оперы, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Валерий Платонов и Большой симфонический оркестр Пермского академического театра оперы и балета представляют программу «Три Чайковских», посвященную композиторам-однофамильцам — Петру, Борису и Александру, представляющим три века русской музыки. Концерт-«исследование» влияния фамилии на роль каждого из композиторов в истории состоится в пермском Оперном театре 1 ноября в 19.00.

В программу концерта вошли редко исполняемые произведения композиторов: Симфония ? 2,  до минор, Ор. 17 Петра Чайковского (1840 – 1893), Симфоническая поэма «Ветер Сибири» Бориса Чайковского (1925 – 1996), Симфония ? 2 «Водолей» Александра Чайковского (род. в 1946 году).

Для Пермского театра оперы и балета, с 1965 года носящего имя Петра Ильича Чайковского и поставившего все оперы великого композитора, программа «Три Чайковских» — своеобразный автограф. Валерий Платонов вот уже восемь лет целенаправленно работает с музыкальным наследием классика, предлагая все новые и новые интерпретации. Смысл — в создании культурного контекста (в основу которого положен общий принцип —  совпадающие названия сочинений, общее время создания, объединяющие музыкальные реминисценции и так далее). Таким образом в 2010 году строилась программа «Времена года», в которую вошли пьесы Чайковского из одноименного цикла и музыка балета с таким же названием Александра Глазунова. В 2008 году в нью-йоркском Карнеги-холле, на открытии которого в свое время дирижировал Петр Ильич, пермский театр с большим успехом представил цикл «Чайковский — известный и неизвестный». Нью-йоркский концерт включал, помимо  арий из популярных опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», фрагменты редко исполняемых на Западе произведений — «Мазепа», «Черевички», а также дошедшей до нас в отрывках оперы «Ундина».

Новая программа «Три Чайковских» — это взгляд на музыку с точки зрения антропонимики. Композиторы Борис и Александр Чайковские — дядя и племянник, не являются родственниками великому предшественнику, тем не менее, входят в когорту выдающихся композиторов. Борис Чайковский обладал оригинальным и независимым творческим мышлением, и, как писал о композиторе его педагог Николай Мясковский,   «…своеобразным русским складом, исключительной серьезностью, хорошей композиторской техникой...». Не случайно в диссидентской среде Борис Александрович был культовой фигурой.  Наш современник Александр Чайковский не раз признавался в своих интервью, что на заре композиторской карьеры, ему предлагали взять псевдоним. Но он отказался, объясняя это тем, что фамилия не позволяет ему расслабляться.

Валерий Платонов и симфонический оркестр Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского готовы доказать, что трех композиторов объединяет не только фамилия, но и лейтмотив симфонического, многомерного высказывания.

поиск