05 октября 2022
Сегодня
06 октября 2022
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
30 октября 2022
01 ноября 2022
02 ноября 2022
04 ноября 2022
05 ноября 2022
06 ноября 2022
07 ноября 2022
08 ноября 2022
10 ноября 2022
18 ноября 2022
19 ноября 2022
20 ноября 2022
23 ноября 2022
24 ноября 2022
26 ноября 2022
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
24 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
Журнал
  • Октябрь
    05
  • Ноябрь
  • Декабрь
27.10.2011
Три Чайковских: творческое исследование одной фамилии

Главный дирижер Пермской оперы, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Валерий Платонов и Большой симфонический оркестр Пермского академического театра оперы и балета представляют программу «Три Чайковских», посвященную композиторам-однофамильцам — Петру, Борису и Александру, представляющим три века русской музыки. Концерт-«исследование» влияния фамилии на роль каждого из композиторов в истории состоится в пермском Оперном театре 1 ноября в 19.00.

В программу концерта вошли редко исполняемые произведения композиторов: Симфония ? 2,  до минор, Ор. 17 Петра Чайковского (1840 – 1893), Симфоническая поэма «Ветер Сибири» Бориса Чайковского (1925 – 1996), Симфония ? 2 «Водолей» Александра Чайковского (род. в 1946 году).

Для Пермского театра оперы и балета, с 1965 года носящего имя Петра Ильича Чайковского и поставившего все оперы великого композитора, программа «Три Чайковских» — своеобразный автограф. Валерий Платонов вот уже восемь лет целенаправленно работает с музыкальным наследием классика, предлагая все новые и новые интерпретации. Смысл — в создании культурного контекста (в основу которого положен общий принцип —  совпадающие названия сочинений, общее время создания, объединяющие музыкальные реминисценции и так далее). Таким образом в 2010 году строилась программа «Времена года», в которую вошли пьесы Чайковского из одноименного цикла и музыка балета с таким же названием Александра Глазунова. В 2008 году в нью-йоркском Карнеги-холле, на открытии которого в свое время дирижировал Петр Ильич, пермский театр с большим успехом представил цикл «Чайковский — известный и неизвестный». Нью-йоркский концерт включал, помимо  арий из популярных опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», фрагменты редко исполняемых на Западе произведений — «Мазепа», «Черевички», а также дошедшей до нас в отрывках оперы «Ундина».

Новая программа «Три Чайковских» — это взгляд на музыку с точки зрения антропонимики. Композиторы Борис и Александр Чайковские — дядя и племянник, не являются родственниками великому предшественнику, тем не менее, входят в когорту выдающихся композиторов. Борис Чайковский обладал оригинальным и независимым творческим мышлением, и, как писал о композиторе его педагог Николай Мясковский,   «…своеобразным русским складом, исключительной серьезностью, хорошей композиторской техникой...». Не случайно в диссидентской среде Борис Александрович был культовой фигурой.  Наш современник Александр Чайковский не раз признавался в своих интервью, что на заре композиторской карьеры, ему предлагали взять псевдоним. Но он отказался, объясняя это тем, что фамилия не позволяет ему расслабляться.

Валерий Платонов и симфонический оркестр Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского готовы доказать, что трех композиторов объединяет не только фамилия, но и лейтмотив симфонического, многомерного высказывания.

поиск