На ближайшие пару месяцев балет обещает стать одной из главных тем для обсуждения. 21 октября в 20:05 на телеканале «Россия-Культура» стартует проект «Большой балет», в котором приняли участие солисты Пермского театра оперы и балета Ксения Барбашева и Александр Таранов. Съемки прошли на студии киноконцерна «Мосфильм» этим летом. Танцовщиков к выступлениям готовил педагог-репетитор Пермского балета Виталий Полещук. «Большой балет» будет транслироваться на канале «Россия-Культура» еженедельно по воскресеньям в прайм-тайм.
В конкурсе телеканала приняли участие семь пар танцовщиков из шести ведущих театров Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Казани и Екатеринбурга. На протяжении шести туров они доказывали свое мастерство в исполнении классического и современного репертуара.
Съемочная команда проекта с гордостью заявляет:
— «Большой балет» снимают по законам большого кино: пятисотметровые видеопроекции, отражающий пол – передовые телевизионные технологии. Никогда еще балет не имел такой мощной технической поддержки: «Большой балет» начинается. Здесь только звезды первой величины — ведущие, члены жюри, участники.
Пермяки Ксения Барбашева и Александр Таранов оказались среди участников проекта не случайно. Мало кто из танцовщиков в столь молодом возрасте может похвастаться таким богатым и разнообразным репертуаром. Обладая безупречной выучкой и отличными артистическими данными, они мастерски исполняют главные партии в классических балетах и превосходно владеют языком современной хореографии.
Ксения Барбашева принята в труппу Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского в 2005 году, сразу после окончания Пермского государственного хореографического колледжа (педагог — С. Сидорова). Наряду с классическими партиями (Маша в «Щелкунчике», Принцесса Флорина в «Спящей красавице» П. Чайковского, Сильфида в одноименном балете Х. Левенсхольда) солирует в неоклассических балетах Джорджа Баланчина (Kammermusik No. 2 П. Хиндемита) и Джерома Роббинса («Времена года» Дж. Верди), танцует в «Свадебке» И. Стравинского в постановке Иржи Килиана, а также исполняет авторскую хореографию Алексея Мирошниченко («Вариации на тему рококо» П. Чайковского) и Луки Веджетти (Meditation on violence П. Араллы, проект «Видеть музыку»).
Александр Таранов в труппе Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского с 2009 года. Окончил Пермский государственный хореографический колледж в 2008-м (педагог — Ю. Сидоров). Успешно исполняет классический репертуар (Принц в «Щелкунчике» П. Чайковского, Джеймс в «Сильфиде» Х. Левенсхольда), неоклассические балеты Джорджа Баланчина (Kammermusik No. 2 П. Хиндемита) и Джерома Роббинса («Времена года» Дж. Верди), а также авторскую хореографию Алексея Мирошниченко («Вариации на тему рококо» П. Чайковского) и Луки Веджетти (Meditation on violence П. Араллы, проект «Видеть музыку»). Знаковые роли 140-го сезона — Шут («Шут» С. Прокофьева, хореография Алексея Мирошниченко) и Первый сват («Свадебка» И. Стравинского, хореография Иржи Килиана).
Десять дней артисты провели на съемочной площадке под прицелом тринадцати телекамер. Сейчас, когда конкурсное волнение позади, Ксения и Александр готовятся к очередной своей премьере в Перми: 28 и 29 ноября они будут танцевать в балете TheSecondDetailв хореографии Уильяма Форсайта. Это будет новое испытание, которое они после строгого отбора «Большого балета» наверняка пройдут без проблем.
Ксения Барбашева, солистка Пермского балета:
— Одним из самых ярких моментов на проекте стала наша работа с хореографом Акрам Ханом. Мы приезжали к нему в Лондон, где он переносил на наш с Сашей дуэт хореографию своей миниатюры. Это очень интересный, глубокий номер, и он сразу стал моим любимым. Их шести номеров для «Большого балета» четыре были из нашего основного репертуара, а два пришлось разучивать специально. Например, в «Шуте» Прокофьева, где заглавную партию исполняет Саша, я обычно не танцую партию Шутихи: мне пришлось репетировать ее с нуля. Это характерная роль, мне не свойственная. Надеюсь, премьера в новом для меня амплуа удалась.
Александр Таранов, солист Пермского балета:
— За время этого проекта нам с Ксюшей удалось лучше прочувствовать друг друга — эмоционально и технически. Думаю, наш дуэт стал еще лучше, ярче. После каждого выступления члены жюри выносили свои оценки и давали советы, рекомендации. Лично мне было не очень привычно говорить что-то в ответ, потому что мы, танцовщики, выражаемся другим языком — языком тел, хореографии. Но потом привык. Выступление каждого участника, даже если речь шла о парных номерах, оценивалась индивидуально — от 0 до 10 баллов. И где-то ближе к концу съемок, мои три последних выступления жюри оценило на 10-ку. Это было очень приятно.
Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского тетра оперы и балета имени П. И. Чайковского:
— На самом деле не важно, кто победит. Сам факт того, что для участия выбрали пермских танцовщиков — Ксению Барбашеву и Александра Таранова, — говорит об их ликвидности, качестве исполняемого ими танца. После успешно представленного Килиана под занавес прошлого сезона очевиден потенциал труппы для освоения хореографии Форсайта в этом новом сезоне.
«Большой балет» — новый танцевальный проект телеканала «Россия-Культура», участниками которого являются артисты балета в возрасте от 18 до 26 лет из шести ведущих театров России.
Идея проекта, посвященного искусству танца, у редакции телеканала возникла после успеха конкурса «Большая опера» в 2011 году. Однако балет более консервативен по сравнению с оперой. По замыслу организаторов, этот проект должен быть более академичным и принципиально отличаться от танцевальных телешоу.
На протяжении шести программ артисты исполняют под фонограмму лучшие номера как классической, так и современной хореографии. Кроме основных выступлений конкурсантов, телезрители увидят видеофрагменты репетиций участников с их педагогами.
Лидер каждого тура будет определяться решением авторитетного жюри. Постоянными судьями стали балетные профи — Диана Вишнева (народная артистка России, прима-балерина Мариинского театра), Владимир Малахов (балетмейстер, интендант объединенной труппы Государственного балета Берлина), Владимир Деревянко (солист Большого театра, руководитель Флорентийской балетной труппы) и Азарий Плисецкий (хореограф, постоянный педагог-репетитор труппы Мориса Бежара). В качестве приглашенных членов жюри выступили деятели культуры и искусства. К примеру, в один из дней заключительной серии съемок площадку посетила Светлана Медведева, супруга премьер-министра России.
Помимо профессиональных судей, оценивать выступления участников проекта смогут телезрители. За своего фаворита они смогут проголосовать, отправив SMS-сообщение. Имена победителей конкурса будут объявлены на гала-концерте.
Первый выпуск «Большого балета» выйдет в эфир 21 октября, далее проект будет транслироваться на канале «Россия-Культура» еженедельно по воскресеньям в прайм-тайм. Гала-концерт намечен на начало декабря.