19 апреля 2024
Сегодня
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    19
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
08.04.2013
Симфония № 3 Прокофьева и сюита «Планеты» Холста: мистика и астрология

12 апреля в 19:00 в Пермском театре оперы и балета состоится симфонический концерт, в котором прозвучит Симфония № 3 Сергея Прокофьева и симфоническая сюита «Планеты» британского композитора Густава Холста. Исполняют хор MusicAeterna, оркестр MusicAeterna и Большой симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета. За пульт встанет главный дирижер Пермского театра оперы и балета Валерий Платонов. 

Симфония № 3 написана Прокофьевым на музыкальном материале оперы «Огненный ангел». Прокофьев, в течение восьми лет работавший над этой оперой, не хотел оставлять музыкальный материал неиспользованным, и вскоре после концертной премьеры второго действия оперы адаптировал материал оперы к симфоническому жанру. 

Валерий Платонов, главный дирижер театра:
— Основополагающим сочинением в этом концерте является Третья симфония Прокофьева. Композитор действительно «смонтировал» произведение из эпизодов оперы; очень мощно симфонизировав музыкальный материал. Естественно, Симфония не является иллюстрацией оперы «Огненный ангел», она не пересказывает действие оперы. Это самостоятельное произведение. 

Опера «Огненный ангел» полна событий и персонажей мистического порядка. В особенности в 5-м акте, сцена в женском монастыре, — когда демоны одолевают монахинь и главную героиню Ренату. И мне думается, что так или иначе такое содержание отразилось и на Симфонии № 3. 

Святослав Рихтер, слышавший исполнение Симфонии № 3 под управлением самого Прокофьева, так отзывался о музыке: «Ничего подобного в жизни я при слушании музыки не ощущал. Она подействовала на меня как светопреставление. Прокофьев использует в симфонии сверхинтенсивные средства выражения. <…> Я сидел и не знал, что со мной будет. Хотелось спрятаться. Посмотрел на соседа, он был мокрый и красный... В антракте меня еще пробирали мурашки». 

Во втором отделении концерта прозвучит симфоническая сюита «Планеты» британского композитора Густава Холста. 

Валерий Платонов:
— Мне показалось, что рядом с такой мистической симфонией Прокофьева будет очень хорошо выглядеть одно из самых знаменитых сочинений XX века — сюита «Планеты» Густава Холста. 

Название этого произведения, естественно, может вызвать вопрос, не связан ли выбор произведений к концерту 12 апреля с Днем космонавтики. Дело в том, что абсолютно не связан. Это сочинение не имеет ничего общего с космосом как таковым. «Планеты» — это некая астрологическая история о том, как планеты влияют на судьбу и жизнь человека; как знак, под которым рождается человек, определяет всю его дальнейшую жизнь. Мне показалось, что с разных точек зрения, но это одни и те же вещи — что в Симфонии № 3 Прокофьева, что в «Планетах» Холста.

поиск