18 сентября 2021
Сегодня
19 сентября 2021
21 сентября 2021
22 сентября 2021
23 сентября 2021
24 сентября 2021
25 сентября 2021
29 сентября 2021
01 октября 2021
03 октября 2021
06 октября 2021
09 октября 2021
10 октября 2021
13 октября 2021
14 октября 2021
17 октября 2021
19 октября 2021
21 октября 2021
27 октября 2021
28 октября 2021
31 октября 2021
Журнал
  • Сентябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
  • Октябрь
08.04.2013
Симфония № 3 Прокофьева и сюита «Планеты» Холста: мистика и астрология

12 апреля в 19:00 в Пермском театре оперы и балета состоится симфонический концерт, в котором прозвучит Симфония № 3 Сергея Прокофьева и симфоническая сюита «Планеты» британского композитора Густава Холста. Исполняют хор MusicAeterna, оркестр MusicAeterna и Большой симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета. За пульт встанет главный дирижер Пермского театра оперы и балета Валерий Платонов. 

Симфония № 3 написана Прокофьевым на музыкальном материале оперы «Огненный ангел». Прокофьев, в течение восьми лет работавший над этой оперой, не хотел оставлять музыкальный материал неиспользованным, и вскоре после концертной премьеры второго действия оперы адаптировал материал оперы к симфоническому жанру. 

Валерий Платонов, главный дирижер театра:
— Основополагающим сочинением в этом концерте является Третья симфония Прокофьева. Композитор действительно «смонтировал» произведение из эпизодов оперы; очень мощно симфонизировав музыкальный материал. Естественно, Симфония не является иллюстрацией оперы «Огненный ангел», она не пересказывает действие оперы. Это самостоятельное произведение. 

Опера «Огненный ангел» полна событий и персонажей мистического порядка. В особенности в 5-м акте, сцена в женском монастыре, — когда демоны одолевают монахинь и главную героиню Ренату. И мне думается, что так или иначе такое содержание отразилось и на Симфонии № 3. 

Святослав Рихтер, слышавший исполнение Симфонии № 3 под управлением самого Прокофьева, так отзывался о музыке: «Ничего подобного в жизни я при слушании музыки не ощущал. Она подействовала на меня как светопреставление. Прокофьев использует в симфонии сверхинтенсивные средства выражения. <…> Я сидел и не знал, что со мной будет. Хотелось спрятаться. Посмотрел на соседа, он был мокрый и красный... В антракте меня еще пробирали мурашки». 

Во втором отделении концерта прозвучит симфоническая сюита «Планеты» британского композитора Густава Холста. 

Валерий Платонов:
— Мне показалось, что рядом с такой мистической симфонией Прокофьева будет очень хорошо выглядеть одно из самых знаменитых сочинений XX века — сюита «Планеты» Густава Холста. 

Название этого произведения, естественно, может вызвать вопрос, не связан ли выбор произведений к концерту 12 апреля с Днем космонавтики. Дело в том, что абсолютно не связан. Это сочинение не имеет ничего общего с космосом как таковым. «Планеты» — это некая астрологическая история о том, как планеты влияют на судьбу и жизнь человека; как знак, под которым рождается человек, определяет всю его дальнейшую жизнь. Мне показалось, что с разных точек зрения, но это одни и те же вещи — что в Симфонии № 3 Прокофьева, что в «Планетах» Холста.

поиск