05 октября 2022
06 октября 2022
08 октября 2022
09 октября 2022
12 октября 2022
13 октября 2022
21 октября 2022
22 октября 2022
23 октября 2022
26 октября 2022
30 октября 2022
01 ноября 2022
02 ноября 2022
04 ноября 2022
05 ноября 2022
06 ноября 2022
07 ноября 2022
10 ноября 2022
18 ноября 2022
19 ноября 2022
20 ноября 2022
23 ноября 2022
24 ноября 2022
26 ноября 2022
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
24 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
Журнал
  • Октябрь
    04
  • Ноябрь
  • Декабрь
08.04.2013
Симфония № 3 Прокофьева и сюита «Планеты» Холста: мистика и астрология

12 апреля в 19:00 в Пермском театре оперы и балета состоится симфонический концерт, в котором прозвучит Симфония № 3 Сергея Прокофьева и симфоническая сюита «Планеты» британского композитора Густава Холста. Исполняют хор MusicAeterna, оркестр MusicAeterna и Большой симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета. За пульт встанет главный дирижер Пермского театра оперы и балета Валерий Платонов. 

Симфония № 3 написана Прокофьевым на музыкальном материале оперы «Огненный ангел». Прокофьев, в течение восьми лет работавший над этой оперой, не хотел оставлять музыкальный материал неиспользованным, и вскоре после концертной премьеры второго действия оперы адаптировал материал оперы к симфоническому жанру. 

Валерий Платонов, главный дирижер театра:
— Основополагающим сочинением в этом концерте является Третья симфония Прокофьева. Композитор действительно «смонтировал» произведение из эпизодов оперы; очень мощно симфонизировав музыкальный материал. Естественно, Симфония не является иллюстрацией оперы «Огненный ангел», она не пересказывает действие оперы. Это самостоятельное произведение. 

Опера «Огненный ангел» полна событий и персонажей мистического порядка. В особенности в 5-м акте, сцена в женском монастыре, — когда демоны одолевают монахинь и главную героиню Ренату. И мне думается, что так или иначе такое содержание отразилось и на Симфонии № 3. 

Святослав Рихтер, слышавший исполнение Симфонии № 3 под управлением самого Прокофьева, так отзывался о музыке: «Ничего подобного в жизни я при слушании музыки не ощущал. Она подействовала на меня как светопреставление. Прокофьев использует в симфонии сверхинтенсивные средства выражения. <…> Я сидел и не знал, что со мной будет. Хотелось спрятаться. Посмотрел на соседа, он был мокрый и красный... В антракте меня еще пробирали мурашки». 

Во втором отделении концерта прозвучит симфоническая сюита «Планеты» британского композитора Густава Холста. 

Валерий Платонов:
— Мне показалось, что рядом с такой мистической симфонией Прокофьева будет очень хорошо выглядеть одно из самых знаменитых сочинений XX века — сюита «Планеты» Густава Холста. 

Название этого произведения, естественно, может вызвать вопрос, не связан ли выбор произведений к концерту 12 апреля с Днем космонавтики. Дело в том, что абсолютно не связан. Это сочинение не имеет ничего общего с космосом как таковым. «Планеты» — это некая астрологическая история о том, как планеты влияют на судьбу и жизнь человека; как знак, под которым рождается человек, определяет всю его дальнейшую жизнь. Мне показалось, что с разных точек зрения, но это одни и те же вещи — что в Симфонии № 3 Прокофьева, что в «Планетах» Холста.

поиск