24 апреля 2024
Сегодня
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    24
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
04.12.2012
Театр готовится к премьере оперы «Малахитовая шкатулка»

9 и 11 декабря в 12:00 и 15:00 Пермский театр оперы и балета представит первую в текущем сезоне премьеру для всей семьи — оперу-сказ «Малахитовая шкатулка» на музыку композитора Дмитрия Батина, главного хормейстера театра. Билеты на декабрьские показы новой оперы разлетелись еще до старта официальной рекламной кампании. Причины ажиотажа понятны: во-первых, «Малахитовая шкатулка» будет интересна зрителям любого возраста, во-вторых — автор оперы на уральскую тему — пермский композитор.

Постановщики спектакля отмечают главную черту знаменитых сказов Бажова — их многослойность. Опера также построена на эклектике стилей, фактов, образов. Бытовые сцены соседствуют с фантастическими, предметы из реальной жизни — с выдуманными, метафорическими. Все это сделано сознательно, чтобы расширить пространство для воображения. «Малахитовая шкатулка» — второе оперное произведение Дмитрия Батина, поставленное на сцене театра и вторая совместная работа композитора с режиссером Ольгой Эннс (первым была опера «Призраки Рождества», премьера 2010 года).

В основу либретто положены два сказа Павла Бажова из знаменитого сборника «Малахитовая шкатулка». В прошлом веке волшебные истории о могущественной Хозяйке Медной горы и уральских старателях-камнерезах были излюбленным материалом для кинематографистов (Александр Птушко, Константин Ершов) и композиторов (Сергей Прокофьев, Кирилл Молчанов), но в последние годы интерес к ним угас.

Сегодня композитор и главный хормейстер Пермской оперы Дмитрий Батин заново открыл самобытную красоту и поэтичность сказов Бажова. Режиссер Ольга Эннс и художник Галя Солодовникова поставили «страшную сказку для семейного просмотра», создав на сцене волнующую пограничную атмосферу двух миров — бытового и фантастического.

Дмитрий Батин, композитор, хормейстер-постановщик:

— Тематика уральских сказов Бажова по духу близка музыкальному наследию Николая Римского-Корсакова. В операх «Снегурочка», «Садко», «Ночь перед Рождеством» очень тесно сосуществуют два мира: фантастический и бытовой. Но, в отличие от Римского-Корсакова, у Бажова уклон идет в сторону быта, описаны судьбы людей из народа, жестокое и несправедливое отношение к крестьянам.

В опере Хозяйка Медной горы поначалу очень холодная, отстраненная, и в музыке это передают красивые, но колючие интонации. Во втором действии в ней просыпаются материнские чувства, и я в гармониях и оркестровке постарался добавить теплоты. Хозяйка Медной горы становится более очеловеченной, а ее холодность передается Танюше.

Ольга Эннс, режиссер-постановщик:

— В опере «Малахитовая шкатулка» мы будем разговаривать со зрителями современным сценическим языком, в котором есть место и дизайнерским решениям, и видеопроекции, и гротеску, и ироническим подтекстам.

В спектакле нет четких исторических рамок: он построен на эклектике стилей, фактов, образов. Бытовые сцены соседствуют с фантастическими. Есть предметы из реальной жизни, а есть выдуманные, метафорические. Все это сделано сознательно, чтобы расширить пространство для развития идеи.

Мне кажется, наш спектакль получился очень многослойным, при этом достаточно легким и веселым. В этом немало помогает музыка оперы: запоминающаяся и в то же время с разнообразными реминисценциями из мировой классики и популярных мелодий. Ни детям, ни взрослым скучать не придется.

Галя Солодовникова, художник-постановщик:

— В любом спектакле художественное решение — это метафора, а в ориентированном на взрослую аудиторию, — целая совокупность сложных смыслов. Так что ты всегда должен помнить о том, что твой прием может получить множество интерпретаций. Что касается спектакля для детей, то в нем дополнительных подтекстов в разы меньше. Например, в «Малахитовой шкатулке» я работаю в белом граненом, холодном стиле. Взрослого зрителя это может навести на сложные ассоциации, в то время как юная публика увидит, прежде всего, красоту. На самом деле это то, чего бы мне хотелось от зрителей в первую очередь.

Мне хотелось сделать дизайнерское, а не «нарядное» решение — через интересные пропорции пространства, через большие плоскости, а не множество мелких деталей. Поэтому в нашем спектакле образ Хозяйки Медной горы выражается через геометрию — камней, сталактитов, самоцветов. Чтобы она ассоциировалась не только с малахитом как драгоценным камнем, а вообще воспринималась как душа гор.

поиск