16 апреля 2024
Сегодня
17 апреля 2024
18 апреля 2024
19 апреля 2024
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
Пресса
  • Апрель
    16
  • Май
  • Июнь
25.10.2011
Новый Компаньон: Под музыку Рамо

В музыке XVIII века Курентзис и его оркестр по-настоящему сильны. Они настолько «свои» в этой стихии, что позволяют всевозможные вольности и чудачества, которые при этом не выглядят чрезмерными, настолько блестяще они вписаны в стилистику музыки и драматургию сценического действа. Всё это ярчайшим образом продемонстрировал большой концерт «Рамо-гала», полностью посвящённый музыке Жана-Филиппа Рамо — композитора, которого в России знают разве что музыковеды и филологи, да и то лишь как дядю героя повести Дидро «Племянник Рамо».

Всё было обставлено торжественно и в то же время слегка интимно: после традиционного для MusicAeterna прохода оркестрантов через зал театр погрузился во тьму, светились лишь суперсовременные точечные источники холодного света над несколькими пюпитрами.

Разумеется, музыка французского композитора первой половины XVIII века исполнялась на аутентичных инструментах, явленных с максимальной эффектностью. Красивейшая лютня, богато декорированная барочная виолончель, огромный тамбурин и все разновидности деревянных духовых, плюс натуральная валторна и все струнные с соответствующими — жильными — струнами и изогнутыми, словно луки, смычками.

Программа началась с трогательной лирической мелодии, очень деликатно, прочувствованно исполненной скрипкой Андрея Баранова, клавесином Джори Виникура, лютней Василия Антипова, а также флейтой и виолончелью.

Нелегко удержать зрительское внимание в двухчасовом гала, в котором нет центрального большого произведения, но Курентзис так подобрал пьесы и фрагменты из опер Рамо, что продемонстрировал творчество композитора во всём разнообразии: здесь и лирика, и торжественные марши, и танцы с оттенком средневековой этники, и симфонические «картины» (одна из них — сцена грозы из оперы «Галантные Индии» — со всей очевидностью показала, откуда «вышел» Вивальди). Разумеется, не были забыты знаменитые инструментальные пьесы — «Тамбурин» и «Курица».

Концерт шёл по восходящей, музыка становилась всё громче и темпераментней… Пока в финале первого отделения не произошло эффектнейшее диминуэндо, после которого зал погрузился во тьму, словно возвращая зрителей к началу.

Во втором отделении Курентзис дал волю воображению и проявил себя не только как дирижёр, но и как постановщик: появились всевозможные комические эффекты, рокировки внутри оркестра, дирижёр начал громко «оттопывать» музыкальные акценты, вслед за ним затопал весь оркестр.

В финале концерта, как по волшебству, в зале появился хор, а красавица-солистка Барбара Ханниган, которая в высшей степени артистично исполнила немногие вокальные фрагменты, вдруг заняла место дирижёра. Курентзис же, галантно уступивший даме «командный пункт», схватил гигантский тамбурин и начал барабанить.

Забавный трюк с превращением певицы в дирижёра продемонстрировал доведённый до крайности принцип работы Курентзиса: его функции на концерте скорее декоративные, основная работа проходит до выхода на сцену. И работа эта, надо признать, фантастична. MusicAeterna — оркестр без постоянного состава. И тем более невероятна степень сыгранности этого изменчивого коллектива. Это не просто идеальная синхронность и соразмерность всех партий по громкости, это — особая химия, которая превращает музыкальное произведение в сценическую драму, когда невероятно увлекательно и волнительно наблюдать жизнь мелодии, передаваемой от одной группы инструментов к другой. Такая волшебная аура возможна, казалось бы, лишь среди очень слаженного коллектива, но Курентзис умудряется добиться этого эффекта и в проектном варианте.

«Рамо-гала» — концерт-спектакль, который отчасти компенсировал недостаток оперных премьер в нынешнем сезоне. Ведь после моцартовской Cosi fan Tutte других премьер не будет, если не считать новогоднего «Маленького трубочиста». Зато будут новые концерты, ведь у Курентзиса в этом году — не только симфонические вечера в Пермском театре оперы и балета, но и авторский абонемент в Пермской краевой филармонии.

Источник

поиск