07 декабря 2022
Сегодня
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
14 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
01 января 2023
02 января 2023
03 января 2023
04 января 2023
05 января 2023
06 января 2023
07 января 2023
08 января 2023
11 января 2023
12 января 2023
13 января 2023
14 января 2023
15 января 2023
18 января 2023
19 января 2023
21 января 2023
22 января 2023
28 января 2023
29 января 2023
31 января 2023
Пресса
  • Декабрь
    07
  • Январь
25.10.2011
Новый Компаньон: Под музыку Рамо

В музыке XVIII века Курентзис и его оркестр по-настоящему сильны. Они настолько «свои» в этой стихии, что позволяют всевозможные вольности и чудачества, которые при этом не выглядят чрезмерными, настолько блестяще они вписаны в стилистику музыки и драматургию сценического действа. Всё это ярчайшим образом продемонстрировал большой концерт «Рамо-гала», полностью посвящённый музыке Жана-Филиппа Рамо — композитора, которого в России знают разве что музыковеды и филологи, да и то лишь как дядю героя повести Дидро «Племянник Рамо».

Всё было обставлено торжественно и в то же время слегка интимно: после традиционного для MusicAeterna прохода оркестрантов через зал театр погрузился во тьму, светились лишь суперсовременные точечные источники холодного света над несколькими пюпитрами.

Разумеется, музыка французского композитора первой половины XVIII века исполнялась на аутентичных инструментах, явленных с максимальной эффектностью. Красивейшая лютня, богато декорированная барочная виолончель, огромный тамбурин и все разновидности деревянных духовых, плюс натуральная валторна и все струнные с соответствующими — жильными — струнами и изогнутыми, словно луки, смычками.

Программа началась с трогательной лирической мелодии, очень деликатно, прочувствованно исполненной скрипкой Андрея Баранова, клавесином Джори Виникура, лютней Василия Антипова, а также флейтой и виолончелью.

Нелегко удержать зрительское внимание в двухчасовом гала, в котором нет центрального большого произведения, но Курентзис так подобрал пьесы и фрагменты из опер Рамо, что продемонстрировал творчество композитора во всём разнообразии: здесь и лирика, и торжественные марши, и танцы с оттенком средневековой этники, и симфонические «картины» (одна из них — сцена грозы из оперы «Галантные Индии» — со всей очевидностью показала, откуда «вышел» Вивальди). Разумеется, не были забыты знаменитые инструментальные пьесы — «Тамбурин» и «Курица».

Концерт шёл по восходящей, музыка становилась всё громче и темпераментней… Пока в финале первого отделения не произошло эффектнейшее диминуэндо, после которого зал погрузился во тьму, словно возвращая зрителей к началу.

Во втором отделении Курентзис дал волю воображению и проявил себя не только как дирижёр, но и как постановщик: появились всевозможные комические эффекты, рокировки внутри оркестра, дирижёр начал громко «оттопывать» музыкальные акценты, вслед за ним затопал весь оркестр.

В финале концерта, как по волшебству, в зале появился хор, а красавица-солистка Барбара Ханниган, которая в высшей степени артистично исполнила немногие вокальные фрагменты, вдруг заняла место дирижёра. Курентзис же, галантно уступивший даме «командный пункт», схватил гигантский тамбурин и начал барабанить.

Забавный трюк с превращением певицы в дирижёра продемонстрировал доведённый до крайности принцип работы Курентзиса: его функции на концерте скорее декоративные, основная работа проходит до выхода на сцену. И работа эта, надо признать, фантастична. MusicAeterna — оркестр без постоянного состава. И тем более невероятна степень сыгранности этого изменчивого коллектива. Это не просто идеальная синхронность и соразмерность всех партий по громкости, это — особая химия, которая превращает музыкальное произведение в сценическую драму, когда невероятно увлекательно и волнительно наблюдать жизнь мелодии, передаваемой от одной группы инструментов к другой. Такая волшебная аура возможна, казалось бы, лишь среди очень слаженного коллектива, но Курентзис умудряется добиться этого эффекта и в проектном варианте.

«Рамо-гала» — концерт-спектакль, который отчасти компенсировал недостаток оперных премьер в нынешнем сезоне. Ведь после моцартовской Cosi fan Tutte других премьер не будет, если не считать новогоднего «Маленького трубочиста». Зато будут новые концерты, ведь у Курентзиса в этом году — не только симфонические вечера в Пермском театре оперы и балета, но и авторский абонемент в Пермской краевой филармонии.

Источник

поиск