22 сентября 2021
Сегодня
23 сентября 2021
24 сентября 2021
25 сентября 2021
28 сентября 2021
29 сентября 2021
01 октября 2021
02 октября 2021
03 октября 2021
06 октября 2021
07 октября 2021
08 октября 2021
09 октября 2021
10 октября 2021
13 октября 2021
14 октября 2021
17 октября 2021
19 октября 2021
21 октября 2021
27 октября 2021
28 октября 2021
31 октября 2021
Пресса
  • Сентябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
  • Октябрь
01.11.2011
Аргументы и факты Прикамья: ?Музыканты играют без партитур и кажется, что они ловят музыку из воздуха?

Директор оперной труппы Пермского академического театра оперы и балета им. Чайковского Виталий Полонский рассказал «АиФ-Прикамье» о цикле камерных концертов «Музыка для нас».

- Как родился формат камерных концертов «Музыка для нас»?

- Это, можно сказать, наше изобретение. Все началось еще в Новосибирске. Однажды накануне дня рождения Теодора Курентзиса музыканты оркестра MusicAeterna задумались, какой подарок ему сделать. Первое, что в таких случаях приходит на ум, – подарить музыку. Теодор в то время жил в театре (в здании предусмотрены гостиничные номера). Утром музыканты договорились с горничной, чтобы она потихоньку открыла дверь в его номер, а сами в это время в фойе исполняли отрепетированную пьесу. Теодор потом рассказывал, что видел прекрасный сон, в котором были ангелы и звучала музыка. Медленно он начал просыпаться, но музыка не утихала. Он был очень обрадован, когда вышел в гостиную и увидел, в чем дело.

Потом задумка переросла в камерные вечера с музицированием и чтением стихов. Увидев несколько подобных вечеринок, администрация новосибирского театра предложила сделать аналогичный концерт для широкой публики: как будто зрители подглядывают за творческой жизнью музыкантов.

- «Музыка для нас» - подразумевается «для всех»?

- Безусловно. Если бы мы назвали наши камерные концерты «Музыка для вас», это выглядело бы так, словно мы работаем только по заказу публики. Название «Музыка для нас» означает, что музыканты играют и для себя тоже, делают то, что приносит им радость. С другой стороны, когда зрителя спрашивают, куда он идет, он отвечает: «На «Музыку для нас». Таким образом, это и его музыка.

- По вашим ощущениям, где публика быстрее приняла формат – в Новосибирске или в Перми?

- Ситуации несколько различаются. В Новосибирске мы уже с третьего концерта стали понимать, что этот проект нравится публике. Но там люди уже имели представление о том, кто такой Теодор Курентзис, и изначально шли на него. В Новосибирске аудитория камерных концертов сложилась очень быстро. В Перми все немного иначе. Здесь мы сразу, как только приехали, запустили цикл «Музыка для нас». На первом концерте был аншлаг, потому что люди хотели посмотреть на новые лица. А сейчас зрители ходят избирательно. То есть они выбирают ту музыку, которая им интересна: складывается отдельно аудитория концертов барочной музыки, отдельно – вокальных концертов Liederabend и так далее.

- Из каких программ в этом сезоне состоит цикл «Музыка для нас»?

- Первоначально весь цикл был посвящен музыке барокко. Но потом мы решили его разнообразить. Так у нас появились программы и кураторы. Программу музыки ХХ века разрабатывает Валентин Урюпин – самый титулованный российский кларнетист из числа молодых музыкантов и также успешный дирижер. В октябре под его руководством состоялся концерт из произведений Хиндемита, Стравинского и Шуберта. Камерные вокальные вечера Liederabend курирует педагог по вокалу Медея Ясониди, благодаря которой наши солисты сейчас прекрасно поют на всех европейских языках. В рамках этой программы звучит западноевропейская музыка. Мы ориентируемся на австрийских, немецких и французских композиторов. Два концертмейстера оркестра MusicAeterna Афанасий Чупин и Сергей Полтавский - специалисты в музыке эпохи барокко. И скоро, 20 ноября, состоится первое выступление в рамках новой программы струнного квартета MusicAeterna, который возглавляет Федор Белугин. Кроме Белугина (альт), в квартет входят Андрей Баранов (скрипка), Гайк Казазян (скрипка) и Алексей Жилин (виолончель). Для презентации музыканты выбрали два сочинения Шостаковича.

- Произведения для концертов музыканты выбирают по собственному желанию?

- Да. Теодор задает генеральную идею, а насыщением программ занимаются кураторы. Но, конечно, все согласовывается с Теодором. Иногда он может вмешаться, если произведение, например, не подходит концептуально.

- Сколько времени музыканты проводят за репетициями?

- Некоторые музыканты находятся в театре с 11 утра до 3-4 часов ночи, практически живут здесь. Но музыка – это и есть их жизнь, и я вижу, что они работают с огромным желанием. У Теодора в оркестре находятся солисты, которые умеют играть в ансамбле, но им хочется проявить и собственное видение музыки. И камерные концерты удовлетворяют их творческие потребности.

- Сильная загруженность музыкантов не влияет на качество музыки?

- Нет. Это же поддержание хорошей формы. Куда сложнее работать в режиме одного концерта в полгода. Кроме того, если вы посмотрите на расписание камерных концертов, то увидите, что музыканты чередуются. Пока напрягается вокальная братия, инструменталисты занимаются подготовкой следующей программы.

- Значит, вы все равно немного лукавите, когда говорите, что зритель на этих концертах как будто наблюдает творческую лаборатория музыкантов. Исполнители выходят к публике стопроцентно подготовленными.

- Да, программа «Музыка для нас» - это публичное действо. Но мы стремимся к тому, чтобы создавалось впечатление непринужденного музицирования. Поэтому иногда артисты играют наизусть, без партитур, и тогда кажется, что они ловят музыку из воздуха. 

Источник

поиск