20 апреля 2024
Сегодня
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    20
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
31.10.2011
Музокно: Передозировка

В Петербурге состоялся тройной дебют. Теодор Курентзис сыграл свой первый петербургский концерт, сопрано Барбара Ханниган впервые приехала с барочным репертуаром, и оперная музыка Рамо в таком количестве, кажется, тоже здесь прозвучала впервые.

Трудно придумать более подходящее событие для фестиваля под названием «Дягилев. P.S.», чем долгожданное возвращение Теодора Курентзиса в Петербург, где он не выступал с консерваторских лет. Угадывая, на что имеется высочайший спрос, организаторы практикуют дягилевский принцип номер один. И сам Курентзис становится деятелем того же масштаба, что и предыдущий пермский реформатор, – судя по размаху, с которым он взялся менять российский музыкальный ландшафт.

В программе «Рамо-гала» Теодор Курентзис показал себя максималистом того же типа, что и дягилевские протеже. Как многие из них, он работает в чужой стране, где эстетические ограничения не так сильно обязывают, как в родной традиции. Подобно почти всем из них, он берёт престижные концепты и переводит их в масштаб, дотоле неслыханный. А на концерте стало ясно, что и творческая установка Курентзиса схожа с целями Дягилева: эффект превыше всего.

Эффект был достигнут не меньший, чем на иных премьерах Русских сезонов: Александринский театр сотрясался от стоячих оваций, рёва и топота. После бисов дирижёра со товарищи громко пригласили приезжать ещё. В факторы успеха следует записать не только виртуозность оркестра MusicAeterna, вышколенного по европейским стандартам, но и поистине виртуозный эстетический маркетинг его руководителя.

Сценические выходки Курентзиса смоделированы по авторитетным европейским образцам, и эта благородная преемственность тщательно подчёркнута. В заключительном хоре Forêts paisibles из «Галантных Индий» сам Курентзис взял барабан и стал слева, прозрачно намекая на знаменитый DVD. Почувствовав déjà vu, зал Александринского стал аплодировать в такт, совсем как зал Опера Гарнье в 2003 году. А солистка Барбара Ханниган встала на дирижёрский подиум, как Мирей Делюнш в опере-балете «Платея».

Музыкальный максимализм Курентзиса идёт дальше. Ему мало имитировать наипрестижнейшее достояние западной музыки – историческое исполнительство в его текущем, виртуозно-драйвовом варианте. Желательно удвоить и виртуозность, и драйв – и вдобавок размер. По сравнению со знаменитыми оркестрами Les Musiciens du Louvre Минковского и Les Arts florissants Кристи, чьи записи французской барочной оперы считаются эталонными, MusicAeterna сыграли Рамо составом, вдвое большим. И здесь начались побочные эффекты передозировки.

Традиционный, выработанный десятилетиями исторического исполнительства саунд барочного ансамбля лишился элегантности и лоска: обволакивающего послезвучия лютни и клавесина не было слышно за армией струнников. Исчезла ритмическая маневренность маленькой группы, и дирижёр был вынужден отбивать железный такт, чтобы махину не занесло на виртуозных виражах. А симфоническая мощь без глубокого, сливающегося вибрато современных смычков звучала топорно. Но самым печальным результатом дисбаланса было потерянное во чреве оркестра соло Барбары Ханниган.

Многие современные композиторы, в том числе голландский классик Луи Андриссен, считают своим вокальным идеалом узкий, точный, без тени вибрато голос Ханниган – канадки по происхождению, голландки по прописке. В России Ханниган уже была – с монооперой Мишеля ван дер Аа «Одна», но с барокко приезжает впервые. Диапазон её репертуара и сценических образов невероятен. Чтобы убедиться, что эпатаж Курентзиса для Ханниган далеко не предел, можно посмотреть, как голландцы встречали нынешний Новый год на площади перед Консертгебау. Но музыкально оркестр и солистка совсем не подходили друг другу.

Одно дело, когда ради драйва рвут струны пятнадцать человек Венецианского барочного оркестра, аккомпанируя диве с голосом, столь же блестящим, как и её платье, дающее вокалу визуальное преимущество. Совсем другое – когда это делают 10 первых, 10 вторых скрипок, 10 альтов, 8 виолончелей и 4 контрабаса, среди которых теряются и простой (по обертоновому составу), элегантный голос Ханниган, и её серое, матовое платье.

Впрочем, в цепенеющем lamento из оперы «Кастор и Поллукс» оркестр всё же нашёл динамический уровень, не заглушающий бесчисленные вокальные нюансы Ханниган в диапазоне от piano до полушёпота. Две инструментальные пьесы, исполненные малым составом, тоже напомнили, что в MusicAeterna играет немало чутких музыкантов.

Ричард Тарускин, автор эпохального труда об историческом исполнительстве Text and Act, читавший в тот же день доклад на международной музыковедческой конференции В круге Дягилевом  и потому присутвовавший в зале, однажды заметил об «эффектном стиле» исторического исполнительства: в первый раз подобные интерпретации захватывают, во второй раз их слушать скучно, а в третий – невыносимо. Но очевидно, что Курентзис делает ставку не на третий, а на первый раз – не на посмертную славу, а на сиюминутную репутацию, которую он уже заработал вполне. Это показал его петербургский дебют – достаточно шумный, чтобы остаться в музыкальной истории города. 

Источник

поиск