26 ноября 2022
Сегодня
27 ноября 2022
30 ноября 2022
01 декабря 2022
03 декабря 2022
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
14 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
01 января 2023
02 января 2023
03 января 2023
04 января 2023
05 января 2023
06 января 2023
07 января 2023
08 января 2023
11 января 2023
12 января 2023
13 января 2023
14 января 2023
15 января 2023
18 января 2023
19 января 2023
21 января 2023
22 января 2023
28 января 2023
29 января 2023
31 января 2023
Пресса
  • Ноябрь
    26
  • Декабрь
  • Январь
20.02.2013
РИА Новости: Пермский театр показал оперу Medeamaterial на "Золотой маске"

Пермский театр оперы и балета, возглавляемый дирижером Теодором Курентзисом, показал постановку оперы Medeamaterial современного французского композитора Паскаля Дюсапена на сцене театра "Новая опера".

Эта работа театра номинирована на "Золотую маску" в номинации "Лучший спектакль в опере". В частных номинациях эксперты отметили работы дирижера Теодора Курентзиса и исполнительницы заглавной роли Надежды Кучер.

Medeamaterial и воспринимается как спектакль двух человек — дирижера и солистки. Хотя на сцене достаточно многолюдно, все действие осуществляется силами не произносящих ни слова артистов балета (ответные реплики Медее подают записанные на пленку "голоса"). Поющих же персонажей, не считая женского вокального квартета, — всего одна. Это Медея в исполнении Надежды Кучер, и именно она вместе с оркестром и хором несет на себе всю тяжесть музыкальной драматургии опуса Дюсапена.

Как и было предписано Хайнером Мюллером (автором пьесы, положенной в основу оперы), на сцене "заброшенный бассейн в Беверли-Хиллз или купальня в психиатрической лечебнице". Режиссер Филипп Григорьян шел от текста пьесы, поэтому зрителю предлагается весьма мрачное и кровавое зрелище, с использованием самых разных символов: от скелета в душевой кабине до льющейся воды. Все это оказывается "в кассу", создает необходимую атмосферу, а заодно и наглядно иллюстрирует то, о чем на немецком поет Медея.

Но все же настоящее действие — в вокальной партии и партитуре.

Композиторский стиль Дюсапена представляет собой достаточно сложный микс из минималистских традиций, барочных реминисценций (к барокко отсылают клавесин и камерный состав оркестра) и сложных композиторских приемов авангардной музыки. Со всем этим Курентзис и его оркестр (а также и хор, помещенный в оркестровую яму) справляются умело, явно не думая о технических сложностях — а лишь о художественной задаче.

Не обманывает ожиданий и Медея. По сути, огромный монолог, длящийся почти час, певица выстраивает драматургически настолько верно, что можно было бы обойтись и вовсе без детей, Язона и других персонажей.

Обе частные номинации на "Золотую маску" в данном случае не вызывают сомнений — они стопроцентно заслужены. Спектакль в целом также производит сильное впечатление. Хотя после идеального Моцарта — оперы "Так поступают все", показанной пермской труппой в рамках фестиваля в понедельник, мрачная драма Мюллера-Дюсапена кажется уж слишком депрессивной и безнадежной.

Погружаться в жуть детоубийства — хотя и мифологического, но уж очень достоверного и актуального, после легкомысленной "Школы влюбленных" тяжело.

Что, конечно, не отменяет ценности этого спектакля. Паскаль Дюсапен — один из самых исполняемых французских композиторов. Его опера Medeamaterial написана на текст выдающегося немецкого драматурга Хайнера Мюллера, фактически является гигантским монологом античной героини на современный лад. Премьера оперы состоялась в рамках Дягилевского фестиваля в Перми в мае 2012 года. Это был первый опыт постановки опер Дюсапена в нашей стране и российская премьера сочинения.

Теодор Курентзис родился в 1972 году в Афинах. Обучение дирижированию начал в 1987 году и уже через три года возглавил Musica Aeterna Ensemble. С 1991 года — главный дирижер летнего международного фестиваля в Греции. В 2004 году Курентзис стал главным дирижером Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. В том же году на базе театра создал Камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и Камерный хор New Siberian Singers, специализирующиеся в области исторического исполнительства.

В июне 2008 года он дебютировал в Парижской Национальной опере в качестве дирижера-постановщика оперы Верди "Дон Карлос". В конце января 2011 года в Баден-Бадене состоялась премьера маэстро — опера "Так поступают все" Моцарта (режиссер Филипп Химмельман). В январе 2011 года Курентзис принял приглашение стать художественным руководителем Пермского академического театра оперы и балета имени Чайковского.

Елена Чишковская | РИА Новости

поиск