19 апреля 2024
Сегодня
20 апреля 2024
21 апреля 2024
22 апреля 2024
23 апреля 2024
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    19
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
20.02.2013
РИА Новости: Пермский театр показал оперу Medeamaterial на "Золотой маске"

Пермский театр оперы и балета, возглавляемый дирижером Теодором Курентзисом, показал постановку оперы Medeamaterial современного французского композитора Паскаля Дюсапена на сцене театра "Новая опера".

Эта работа театра номинирована на "Золотую маску" в номинации "Лучший спектакль в опере". В частных номинациях эксперты отметили работы дирижера Теодора Курентзиса и исполнительницы заглавной роли Надежды Кучер.

Medeamaterial и воспринимается как спектакль двух человек — дирижера и солистки. Хотя на сцене достаточно многолюдно, все действие осуществляется силами не произносящих ни слова артистов балета (ответные реплики Медее подают записанные на пленку "голоса"). Поющих же персонажей, не считая женского вокального квартета, — всего одна. Это Медея в исполнении Надежды Кучер, и именно она вместе с оркестром и хором несет на себе всю тяжесть музыкальной драматургии опуса Дюсапена.

Как и было предписано Хайнером Мюллером (автором пьесы, положенной в основу оперы), на сцене "заброшенный бассейн в Беверли-Хиллз или купальня в психиатрической лечебнице". Режиссер Филипп Григорьян шел от текста пьесы, поэтому зрителю предлагается весьма мрачное и кровавое зрелище, с использованием самых разных символов: от скелета в душевой кабине до льющейся воды. Все это оказывается "в кассу", создает необходимую атмосферу, а заодно и наглядно иллюстрирует то, о чем на немецком поет Медея.

Но все же настоящее действие — в вокальной партии и партитуре.

Композиторский стиль Дюсапена представляет собой достаточно сложный микс из минималистских традиций, барочных реминисценций (к барокко отсылают клавесин и камерный состав оркестра) и сложных композиторских приемов авангардной музыки. Со всем этим Курентзис и его оркестр (а также и хор, помещенный в оркестровую яму) справляются умело, явно не думая о технических сложностях — а лишь о художественной задаче.

Не обманывает ожиданий и Медея. По сути, огромный монолог, длящийся почти час, певица выстраивает драматургически настолько верно, что можно было бы обойтись и вовсе без детей, Язона и других персонажей.

Обе частные номинации на "Золотую маску" в данном случае не вызывают сомнений — они стопроцентно заслужены. Спектакль в целом также производит сильное впечатление. Хотя после идеального Моцарта — оперы "Так поступают все", показанной пермской труппой в рамках фестиваля в понедельник, мрачная драма Мюллера-Дюсапена кажется уж слишком депрессивной и безнадежной.

Погружаться в жуть детоубийства — хотя и мифологического, но уж очень достоверного и актуального, после легкомысленной "Школы влюбленных" тяжело.

Что, конечно, не отменяет ценности этого спектакля. Паскаль Дюсапен — один из самых исполняемых французских композиторов. Его опера Medeamaterial написана на текст выдающегося немецкого драматурга Хайнера Мюллера, фактически является гигантским монологом античной героини на современный лад. Премьера оперы состоялась в рамках Дягилевского фестиваля в Перми в мае 2012 года. Это был первый опыт постановки опер Дюсапена в нашей стране и российская премьера сочинения.

Теодор Курентзис родился в 1972 году в Афинах. Обучение дирижированию начал в 1987 году и уже через три года возглавил Musica Aeterna Ensemble. С 1991 года — главный дирижер летнего международного фестиваля в Греции. В 2004 году Курентзис стал главным дирижером Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. В том же году на базе театра создал Камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и Камерный хор New Siberian Singers, специализирующиеся в области исторического исполнительства.

В июне 2008 года он дебютировал в Парижской Национальной опере в качестве дирижера-постановщика оперы Верди "Дон Карлос". В конце января 2011 года в Баден-Бадене состоялась премьера маэстро — опера "Так поступают все" Моцарта (режиссер Филипп Химмельман). В январе 2011 года Курентзис принял приглашение стать художественным руководителем Пермского академического театра оперы и балета имени Чайковского.

Елена Чишковская | РИА Новости

поиск