12 ноября 2019
Сегодня
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
01 декабря 2019
03 декабря 2019
04 декабря 2019
05 декабря 2019
06 декабря 2019
07 декабря 2019
08 декабря 2019
10 декабря 2019
12 декабря 2019
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
Пресса
  • Ноябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
  • Декабрь
  • Январь
10.09.2010
Коммерсант Quality: Танцы опыта, они же ? невинности

Балет «Дафнис и Хлоя» - самое масштабное произведение Мориса Равеля. Композитор называл его «хореографической симфонией» и так комментировал свой замысел: «В этом сочинении я задумал дать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воссоздать подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о Древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца XVIII века».


Действительно, в музыке балета нет ничего похожего на стилизацию античности. Ясные мелодические линии, пряные гармонии, изысканная оркестровка, рационально выверенные формы - все чисто французское. Балет был написан по заказу Сергея Дягилева специально для парижской труппы Русского балета. Ставил его Михаил Фокин по собственному либретто, которое Равелю решительно не нравилось, в декорациях Льва Бакста, по мнению Равеля, не вполне гармонировавших с его музыкой. Премьера прошла 18 июня 1912 года в театре Шатле. Дафниса танцевал Вацлав Нижинский, Хлою - Тамара Карсавина. Несмотря на шумный успех балета, Равель остался при своем недовольстве постановщиками.

Представить, как бы отнесся Равель к тому, что произошло с балетом на сцене пермского театра в постановке Алексея Мирошниченко, сложно. Пасторальный сюжет древнегреческого первоисточника - романа Лонга - забыт. Действие перенесено из античности в начало XX века - из Греции в Марокко времен французско-испанского протектората. По либретто, написанному Алексеем Мирошниченко, Дафнис - французский легионер, Хлоя - балерина. Это уже не история наивных юноши и девушки, впервые ощутивших зов плоти, а история любви людей, сексуальность которых давно раскрыта. Страсть выходит на первый план. В числе активных персонажей - Эрот, сопровождающий героев наяву и во сне. Бриаксис - влюбленный в Хлою молодой, умный, добрый, благородный миллионер, который оказался в Марокко по делам бизнеса. Появляется и Ликэнион - женщина, влюбленная в Дафниса, при ней супруг - Даркон. Не потерять себя в этом любовном многоугольнике помогает не здравый смысл, а любовь. Хлоя отказывается от роскошной жизни, которую ей предлагает Бриаксис и отправляется вслед за французским легионом. Главные партии репетируют все солисты - кто будет танцевать премьеру, пока не ясно. Ясно только, что задействована в постановке вся труппа. Это массовый балет - в отдельных сценах участвуют до 50 человек. Все происходящее сопровождает хор. Он разместится на балконе третьего яруса напротив сцены. Вот это Равеля, скорее всего, порадовало бы. Ведь когда Сергей Дягилев в 1914 году ставил балет «Дафнис и Хлоя» в Лондоне, он исключил из музыки партии хора. Равель был этим крайне недоволен и даже написал открытое письмо в газету «Таймс».

Сценография Эрнста Гейдебрехта (Германия). Мастер не впервые сотрудничает с Пермским театром оперы и балета. Предыдущая его работа - опера «Один день из жизни Ивана Денисовича» в постановке Георгия Исаакяна. Художник по костюмам - Татьяна Ногинова, на счету которой 42 спектакля в российских и зарубежных театрах, в том числе десяток постановок в Мариинке, где она работает с 1991 года, а сегодня возглавляет костюмерный департамент.

Источник

поиск