04 июня 2019
05 июня 2019
17 июня 2019
18 июня 2019
19 июня 2019
Пресса
  • Май
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
  • Июнь
10.09.2010
Коммерсант Quality: Танцы опыта, они же ? невинности

Балет «Дафнис и Хлоя» - самое масштабное произведение Мориса Равеля. Композитор называл его «хореографической симфонией» и так комментировал свой замысел: «В этом сочинении я задумал дать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воссоздать подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о Древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца XVIII века».


Действительно, в музыке балета нет ничего похожего на стилизацию античности. Ясные мелодические линии, пряные гармонии, изысканная оркестровка, рационально выверенные формы - все чисто французское. Балет был написан по заказу Сергея Дягилева специально для парижской труппы Русского балета. Ставил его Михаил Фокин по собственному либретто, которое Равелю решительно не нравилось, в декорациях Льва Бакста, по мнению Равеля, не вполне гармонировавших с его музыкой. Премьера прошла 18 июня 1912 года в театре Шатле. Дафниса танцевал Вацлав Нижинский, Хлою - Тамара Карсавина. Несмотря на шумный успех балета, Равель остался при своем недовольстве постановщиками.

Представить, как бы отнесся Равель к тому, что произошло с балетом на сцене пермского театра в постановке Алексея Мирошниченко, сложно. Пасторальный сюжет древнегреческого первоисточника - романа Лонга - забыт. Действие перенесено из античности в начало XX века - из Греции в Марокко времен французско-испанского протектората. По либретто, написанному Алексеем Мирошниченко, Дафнис - французский легионер, Хлоя - балерина. Это уже не история наивных юноши и девушки, впервые ощутивших зов плоти, а история любви людей, сексуальность которых давно раскрыта. Страсть выходит на первый план. В числе активных персонажей - Эрот, сопровождающий героев наяву и во сне. Бриаксис - влюбленный в Хлою молодой, умный, добрый, благородный миллионер, который оказался в Марокко по делам бизнеса. Появляется и Ликэнион - женщина, влюбленная в Дафниса, при ней супруг - Даркон. Не потерять себя в этом любовном многоугольнике помогает не здравый смысл, а любовь. Хлоя отказывается от роскошной жизни, которую ей предлагает Бриаксис и отправляется вслед за французским легионом. Главные партии репетируют все солисты - кто будет танцевать премьеру, пока не ясно. Ясно только, что задействована в постановке вся труппа. Это массовый балет - в отдельных сценах участвуют до 50 человек. Все происходящее сопровождает хор. Он разместится на балконе третьего яруса напротив сцены. Вот это Равеля, скорее всего, порадовало бы. Ведь когда Сергей Дягилев в 1914 году ставил балет «Дафнис и Хлоя» в Лондоне, он исключил из музыки партии хора. Равель был этим крайне недоволен и даже написал открытое письмо в газету «Таймс».

Сценография Эрнста Гейдебрехта (Германия). Мастер не впервые сотрудничает с Пермским театром оперы и балета. Предыдущая его работа - опера «Один день из жизни Ивана Денисовича» в постановке Георгия Исаакяна. Художник по костюмам - Татьяна Ногинова, на счету которой 42 спектакля в российских и зарубежных театрах, в том числе десяток постановок в Мариинке, где она работает с 1991 года, а сегодня возглавляет костюмерный департамент.

Источник

поиск