14 ноября 2019
Сегодня
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
01 декабря 2019
03 декабря 2019
04 декабря 2019
05 декабря 2019
06 декабря 2019
07 декабря 2019
08 декабря 2019
10 декабря 2019
12 декабря 2019
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
Пресса
  • Ноябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
  • Декабрь
  • Январь
26.10.2010
Соль: Ход Равелем

Премьерный балет «Дафнис и Хлоя» в постановке Алексея Мирошниченко претендует на то, чтобы стать новым хитом Пермского театра оперы и балета. Соединив классический балет и contemporary dance, Мирошниченко создал очень чувственную, красивую и, как и подобает танцевальному спектаклю, понятную без слов историю о любви на переломе эпох. При этом спектакль получился со своеобразным пермским акцентом. Кроме того, что поставлен он на музыку Мориса Равеля, который написал партитуру по заказу «гражданина Перми» Сергея Дягилева - «Дафнис и Хлоя» вполне соответствует духу дягилевских же «Русских сезонов». Этой постановкой главный балетмейстер пермского театра, наконец, закрыл вопрос о том, по праву ли занимает место, на которое его год назад усадил теперь уже бывший худрук Георгий Исаакян.

Мало просто сказать, что премьеру «Дафниса и Хлои» в Перми ждали. К новой постановке главного балетмейстера Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Алексея Мирошниченко, год занимающего эту должность, морально готовились как к экзамену - на котором публика принимает, а хореограф отчитывается. Две предыдущие постановки Мирошниченко на пермской сцене («Ринг» на хип-хоп петербургской группы 2H Company и «Венгерские танцы» на музыку Иоганнеса Брамса) не были зачтены как «свои», местные. Во-первых, потому что представляли собой обновленные версии балетов, которые Мирошниченко ставил в Мариинке и Большом. Во-вторых, то были одноактные балеты - а пермская публика такие клеймит как «недобалеты», полагая, что в полноценном спектакле актов должно быть два.

Атмосферу накаляла еще и скандальная история увольнения предшественницы Мирошниченко - Натальи Ахмаровой. Очевидно, что бывший главный балетмейстер и тогдашний худрук театра Георгий Исаакян не смогли найти общего языка. Несогласная с решением руководства театра Наталья Ахмарова подала в суд и оспорила вердикт, добившись восстановления в должности. На фоне происходящих событий Алексей Мирошниченко вряд ли чувствовал себя спокойно. В такой ситуации он должен был идти ва-банк.

О постановке балета «Дафнис и Хлоя», признанного лучшим произведением Равеля, Алексей Мирошниченко стал думать сразу, как только переехал из Санкт-Петербурга в Пермь. Музыка эта написана по заказу Сергея Дягилева. Современная интерпретация - чем не знак уважения городу, где родился прославленный импресарио?

Первый спектакль, сыгранный сто лет назад, признали провальным: постановщик Михаил Фокин не угадал с хореографией, и артисты не смогли танцевать под сложную музыку Равеля. Алексей Мирошниченко перевернул утвердившееся представление о балете «Дафнис и Хлоя». Первым делом он отказался от сценария, в котором Дафнис и Хлоя - персонажи древнегреческой пасторали. Для него ключом к пониманию музыки и сюжета стал 1912 год - дата окончания работы Равеля над музыкальной партитурой. Примерно в это время Франция была в зените колониального влияния и переживала моду на все восточное. Не случайно в партитуре балета прочитываются ориентальные мотивы. Таким образом, Алексей Мирошниченко попробовал разгадать время, которое зашифровал в своей музыке французский композитор.

Действие помещено в тот самый 1912 год, в одну из французских колоний в Северной Африке. Рядовой французского легиона Дафнис (партию которого в разных составах танцуют Герман Стариков и Денис Толмазов) влюбляется в русскую балерину Хлою (в исполнении заслуженной артистки России Натальи Моисеевой и Ляйсан Гизатуллиной), видение о которой минувшей ночью принес ему во сне бог любви Эрот. Балерина отвечает солдату взаимностью, хотя у нее и есть богатый не по французским меркам ухажер Бриаксис. Сохранить и укрепить чувства влюбленных непросто: им всячески мешают коварные любовницы, коррумпированные армейские власти - но заправляющий всем в этой жаркой пустыне Эрот подстраивает хэппи-энд.

В первые премьерные дни артистам, как и их героям, приходится непросто. Алексей Мирошниченко придумал технически сложный хореографический рисунок, в котором классические формы переплетены с contemporary dance. Вертикальные движения соседствуют с горизонтальными - партии с прыжками, арабесками, фуэте сменяются пластикой со смещенным центром. В этом рисунке раскрылся весь до сих пор накапливавшийся опыт хореографа. За плечами у Мирошниченко работа в Мариинском театре, преподавательская деятельность в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, серийные постановки в Москве и Новосибирске. В 2004 году в Мариинке он курировал выпуск балетов Уильяма Форсайта - балетмейстера, определившего в XX веке вектор развития современного балета. А в 2005 году участвовал в проекте для иностранных хореографов по приглашению New York City Ballet.

Экс-худрук, а ныне главный режиссер театра Георгий Исаакян балетную премьеру приветствовал горячо, уверенно заявив, что вместе с этим спектаклем появилось и новое хореографическое имя. Исаакян отметил почерк Мирошниченко, его умение тонко слышать музыку и воплощать ее в танце. Единодушие царит и в выпускающей команде премьеры. Художник из Санкт-Петербурга Татьяна Ногинова, автор воздушных, как безе, костюмов «Дафниса и Хлои» работает с Мирошниченко уже во второй раз (сначала были «Венгерские танцы»). Сценограф спектакля Эрнст Гейдебрехт, всего двумя средствами (софитами и невесомым покрывалом) создавший мир, где переплетаются реальное и ирреальное, признался, что рад был поработать с человеком, который так легко сочетает традиционность и современность. Музыкальный руководитель постановки, дирижер Валерий Платонов отметил смелость постановщика, взявшегося за новаторскую трактовку балета Равеля. А хормейстер Дмитрий Батин утвердился в том, что «Дафнис и Хлоя» - одна из сложнейших хоровых партитур в мире.

Спектакль смотрится на одном дыхании и обрывается тогда, когда наступает усиленное хором крещендо. Со временем должно стать еще лучше - когда артисты «обкатают» спектакль. Пока же некоторые поддержки даются им с трудом: видимо, тому виной недостаток опыта работы труппы с современной хореографией, все-таки большая часть балетного репертуара пермского театра - классика. Впрочем, это дело времени, тем более что, как заявил главный балетмейстер театра, этот 139-й сезон балетной труппы пермского театра ориентирован именно на современный танец.

Источник

поиск