18 мая 2019
Сегодня
22 мая 2019
04 июня 2019
05 июня 2019
17 июня 2019
18 июня 2019
19 июня 2019
Пресса
  • Май
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
  • Июнь
08.02.2011
Новый Компаньон: Теодор Курентзис: Я ? призрак оперы!

— Поскольку это ваше первое интервью в Перми, скажите, пожалуйста, пару слов о себе…

— В паре слов не расскажешь. Я родился в Греции, в Афинах. Моя мама — преподаватель музыки, мой дядя — музыкант, и я с детства слышал в доме звуки фортепиано. Я начал учиться играть на скрипке в три года, в четыре уже занялся композицией. Обо мне говорили как о сверходарённом ребёнке, потому что и на скрипке, и в композиции я делал успехи. И я любил музыку. Очень любил симфонические концерты, балеты. В детские годы я побывал на концертах всех великих скрипачей 1970-х годов, видел «Спящую красавицу» с Майей Плисецкой, балеты Рудольфа Нуреева, молодого Мориса Бежара, первые шаги Пины Бауш… Для меня это было нормально и понятно — серьёзная музыка.

При этом я вовсе не мечтал стать композитором или, тем более, дирижёром. Как все нормальные дети, я хотел стать космонавтом, а потом — философом. Когда мне было 17 лет, у меня обнаружился ещё и красивый голос, я стал брать уроки вокала у одного из лучших баритонов ХХ века — Костаса Паскалиса.

— Как же так получилось, что вы стали дирижёром?

— Случайно! Меня как-то попросили подирижировать, просто в шутку, я попробовал, сказали: «Потрясающе!» Взял несколько уроков — получалось неплохо. И тогда я отправил свою кассету Илье Александровичу Мусину в Санкт-Петербург.

— Почему именно ему?

— Я видел записи его уроков и мечтал у него учиться. Ему моё видео понравилось, и я полетел в Санкт-Петербург. Так я оказался в России. Мусин со мной очень тщательно занимался, ценил меня, можно сказать, я был его любимым учеником. И это было для меня важным стимулом. Он учил меня не только музыке, но и жизни. Учил, как управлять своей энергией…

Тот период моей жизни — учёба в Санкт-Петербурге — был очень важным, именно там я увлёкся аутентизмом и стал мечтать создать барочный оркестр. И там же я познакомился с Алексеем Мирошниченко, который тоже в те годы учился, а сейчас он — руководитель пермского балета. Мы стали лучшими друзьями, у нас появились совместные творческие планы… Но после консерватории я уехал в Москву, стал дирижёром в театре «Геликон-опера», стал известен, у меня появились поклонники…

В Новосибирск я приехал сначала как приглашённый дирижёр, поставил балет Стравинского «Поцелуй феи» и оперу «Аида», которая получила семь «золотых масок». После этого меня пригласили в этот театр в качестве главного дирижёра. Я согласился с одним условием: что мне дадут возможность создать оркестр, который смог бы играть музыку от XVI до XXI века, такой hand made orchestra, оркестр ручной работы. Мне разрешили, и я создал камерный оркестр Musica Aeterna и хор New Siberian Singers. С этими коллективами я объездил всю Европу, записывал диски, получал премии… Мы заявили о Новосибирске всему миру.

— …и вот оказались в Перми. Почему?

— Новосибирский театр оперы и балета — это театр федерального подчинения. Над ним — не власти города или области, а Министерство культуры РФ. Соответственно, театр обязан работать по схемам, созданным министерством, как делают все большие театры. В Перми театр краевой. Край, город больше заинтересованы в качестве театральной продукции, чем государство. Люди болеют за свой город, они готовы к радикальным реформам. Например, в Новосибирске театр не имел возможности переходить в формат работы stagione, а в Перми у нас это получится.

— Вас приглашали работать во многие европейские театры. Почему вы не поехали туда?

— Я люблю Россию.

— Каковы ваши планы относительно Пермского театра оперы и балета?

— Мы будем делать первый театр в России. Не третий, не второй, а первый. Это будет театр высочайшего музыкального качества, чтобы люди приезжали на его спектакли из других городов.

Я хочу заняться образованием зрителей, чтобы в театр ходили не по привычке, а для наслаждения музыкой высочайшего качества.

— Для кого вы это делаете?

— Для вас.

— Уточню: вы работаете в Перми ради престижа города, ради его известности во внешнем мире или чтобы порадовать пермских зрителей?

— Каждому зрителю приятно, когда для него выступают лучшие певцы и музыканты. Но ещё приятнее, когда о его городе пишут во всех парижских газетах. И это не пиар, не «фасад», это достижения города, новые возможности для всех его жителей. В нашем театре есть замечательные балетные традиции, мы создадим новую оперную традицию.

— Вы всё время говорите о музыке, но наш зритель воспринимает театральный спектакль как целостность. Ему важна не только музыка, но и постановка, и актёрская игра. Что скажете по этому поводу?

— Да, опера — это и режиссура, и сценография. Мне повезло, я работал с лучшими режиссёрами в мире. Это люди, которые утверждают язык современной европейской режиссуры, и они будут работать в Перми.

— В чем преимущества системы stagione перед репертуарным театром?

— Репертуарный театр хорош, когда есть большой туристический поток. Это удобно для Москвы, для Санкт-Петербурга. Для того чтобы поддерживать репертуарный театр на высоком исполнительском уровне, нужно три состава на каждый спектакль — три труппы, три оркестра, три хора, несколько дирижёров. Иначе невозможно работать качественно, потому что когда ты сегодня поёшь в «Онегине», завтра — в «Фиделио», а послезавтра — в «Аиде», то просто не успеваешь отрепетировать.

А stagione — это театр «ручной работы». Голоса подбираются один к одному, и создаётся идеальный актёрский состав для каждой постановки. Идеальный состав со всего мира! Спектакль долго репетируется и потом долго играется. За это время готовится другой спектакль. И это касается не только премьер: все спектакли будут идти блоками по три-четыре дня и столько же репетироваться.

— Будут ли спектакли, созданные своими, пермскими силами?

— Для всех премьерных спектаклей будут два актёрских состава — европейский и пермский. Это необходимо, чтобы знакомить пермяков с лучшими европейскими солистами.

— Вы уже знакомы с пермской труппой?

— Да. Она лучше, чем я ожидал. Есть много хороших певцов. Но нужно с ними заниматься, работать с техникой, с культурой пения. Я специалист в этом, и сейчас у меня каждый день — индивидуальные мастер-классы с певцами.

— Кого-то назовёте?

— Мне многие понравились, но хочу назвать одну певицу, которая понравилась особенно. Это Наталья Кириллова. Она удивительный мастер, очень хороший музыкант с высокой культурой исполнения.

— Не могу не спросить о судьбе некоторых спектаклей, которые особенно волнуют пермских зрителей. «Фиделио»?

— Это классная идея, и мы адаптируем этот спектакль для сцены.

— «Орфей»?

— Конечно, сохранить! И «Альцину» тоже. Тем более что теперь есть специальный оркестр для исполнения старинной музыки. Вы наконец-то услышите музыку Монтеверди на тех инструментах, для которых он её писал.

— Сейчас в театре два оркестра. В чём разница между ними?

— Оба эти оркестра будут играть и оперный, и балетный репертуар. Но один из них — Musica Aeterna — будет ещё выполнять функцию симфонического оркестра. Для второго оркестра будет сделано всё, чтобы поднять его исполнительский уровень.

С оркестром Musica Aeterna у нас будет несколько филармонических абонементов — симфонический и целый ряд камерных. В городе должен звучать весь спектр музыки — симфоническая, камерная, старинная, современная…

Я считаю, что нельзя всё время слушать музыку тех, кто уже умер. Это несправедливо по отношению к тем, кто завтра станет великим. Поэтому мы будем играть музыку современных композиторов.

— Как вы будете делить полномочия с главным дирижёром Валерием Платоновым?

— Валерий Платонов — чудесный человек, очень трудолюбивый, очень преданный театру и музыке. Я его бесконечно уважаю. И он тоже рад, что в театре сегодня делается всё для воплощения его музыкальной мечты. Прекрасные люди и другие дирижёры. В них нет никакого эгоизма — мы все любим театр. Все понимаем, что реформы необходимы. Мы — соратники. И у нас прекрасный директор театра Анатолий Пичкалёв.

— Каким вы видите будущее фестиваля «Дягилевские сезоны»?

— Фестиваль останется. Более того, я планирую сделать его ежегодным. Хочу внести в него настоящую международную ноту, чтобы весь мир узнал, что Пермь — исторический город, связанный с Дягилевым. Для этого хочу создать «Дягилевский фестивальный оркестр» по образцу фестивального оркестра Люцерна. В этот оркестр собираются солисты со всего мира. Только для этого фестиваля! В этом оркестре могут играть одновременно такие музыканты, как Наталья Гутман и Юрий Башмет. Не солировать, а именно играть в оркестре.

— А как театр выдержит такую финансовую нагрузку?

— А её никто не может выдержать, и Швейцария тоже. Немыслимо всем 100 солистам платить их обычные гонорары. Но в таких проектах участвуют не ради денег: они приедут, чтобы играть в честь Дягилева! Я хотел бы, чтобы была прямая трансляция на весь мир, и весь мир узнал, что Пермь — город Дягилева.

Вообще, это должен быть фестиваль вроде Зальцбургского, вроде Авиньонского. Нужно не столько пытаться вспомнить и воссоздать работы Дягилева, сколько смотреть в будущее и создавать новое. Сам Дягилев так и делал, надо брать с него пример.

— Вы планируете всё время поражать нас яркими «звёздами» и громкими именами. Что будет при этом происходить с ценами на билеты?

— У нас будет демократичный театр, доступный для всех. Конечно, если приедет какая-то совсем уж мегазвезда, билеты не могут быть дешёвыми. Но при этом всегда остаётся какое-то количество недорогих мест для тех, кто не может себе позволить много потратить.

— Судя по вашему расписанию, вы — заядлый трудоголик. И всё же как вы проводите свободное время?

— Да, я живу в театре. Я — призрак оперы! Но при этом я очень люблю кино. Много читаю на разных языках. Пишу стихи — у меня есть уже четыре сборника. И я продолжаю сочинять музыку, хотя меньше, чем хотелось бы, потому что создание музыки требует большой концентрации.

— Что вы хотели бы сказать пермякам?

— Хотел бы пригласить на концерт. Правда, на ближайший концерт, 10 февраля, уже нет билетов, но 2 марта будет следующий — оперный гала, на котором с оркестром Musica Aeterna выступят лучшие солисты пермской оперной труппы и новые певцы, которых я приглашаю с нами работать. Хочется, чтобы люди поняли, что это долгожданная работа. Пришло её время. Хочется, чтобы пермские зрители радовались и гордились вместе с нами.

Источник

поиск