10 июля 2019
11 июля 2019
16 июля 2019
17 июля 2019
18 июля 2019
23 июля 2019
24 июля 2019
25 июля 2019
30 июля 2019
31 июля 2019
14.02.2011
Бизнес класс: Только ЧУДО!

Небывалый ажиотаж царил вокруг первого пермского концерта Теодора Курентзиса. Способствовало этому все: и отсутствие информации о том, что будет с самим театром после переезда в Пермь Курентзиса, и растущее недовольство пермских артистов, и публикации в российской прессе, которая широко освещала перемещение мировой музыкальной звезды из новосибирского театра в пермский. Кульминацией стало интервью Курентзиса порталу openspace.ru, в котором он очень резко отозвался о подготовке пермских певцов. При этом, как выяснилось позже, ни одного спектакля пермяков Курентзис не видел «вживую», а только смотрел в записи.


Стоит ли говорить, что билеты в кассах раскупили моментально, тем более что цена их была обычной – от 100 до 500 рублей. Утром 10 февраля начальник пресс-службы оперного театра Василий Ефремов, устав отбиваться от вопросов и просьб, вывесил на «Фейсбуке» следующее объявление: «Друзья, отвечаю на все письма и сообщения, которые мне сегодня приходят: «На сегодняшний концерт вам может помочь попасть только ЧУДО!»


Вечером около театра спрашивали лишние билетики, а количество публики в зале удивляло даже капельдинеров, которые еще помнят, что раньше – в середине прошло века – такое бывало на каждом спектакле. В зале не было ни одного свободного места, включая ярусы, а молодежь тесно сидела в проходах прямо на ступеньках, сетуя, что в оперном на этот случай не предусмотрены специальные подушки, какие есть, например, в «Сцене-Молот».


Среди зрителей преобладали работники культуры и люди, внесшие большой вклад в ее развитие, – Лидия Лисовенко, Любовь Федорова и другие. Не видно было депутатов, не очень много было вип-персон, пришли только истинные ценители, такие как ректор ПГТУ Василий Петров. Среди публики выделялся английский режиссер Майкл Хант, который летом вместе с Георгием Исаакяном поставил в музее «Пермь-36» оперу Бетховена «Фиделио», а сейчас работает над постановкой в Театре-Театре. В свободное время Хант активно посещает пермские театры, особенно его привлекает наш ТЮЗ, где он, говорят, пересмотрел уже все спектакли.


Программа концерта состояла из двух наиболее известных симфоний Вольфганга Амадея Моцарта. В первом отделении прозвучала симфония Соль минор ? 40 (KV 550), это произведение у всех, что называется, на слуху, а ее первые такты давно разошлись на рекламные джинглы и рингтоны. Менее известна широкой публике симфония До мажор ? 41 «Юпитер» (KV 551).
Как выяснилось на концерте, пермской публике предстояло познакомиться с Моцартом в аутентичном исполнении, то есть музыка звучала так, как во времена великого композитора. Это одна из фишек оркестра «MusicAeterna» и Теодора Курентзиса, которые являются приверженцами стиля аутентичного исполнения. Для аутентичного исполнения существуют свои правила и приемы игры, определенный подбор состава и количества исполнителей. Музыкальные инструменты оркестра также соответствуют этой задаче – они являются копиями существовавших в то время инструментов, например, на скрипках натянуты не струны, а бараньи жилы.


«Дело не только в инструментах, – утверждает Теодор Курентзис. – Я создал оригинальную теорию исполнения старинной музыки. Она вырастает из элементарного уважения к ней – исполнять ее надо по возможности так, как в эпоху создания».


Знакомые произведения Моцарта у «MusicAeterna» действительно звучали по-другому, музыкальные специалисты отметили необычайно высокую техничность музыкантов, яркость и экспрессивность исполнения.


Очень экспрессивной оказалась и манера дирижирования Теодора Курентзиса. Это вовсе не были привычные всем симметричные движения обеих рук – Теодор Курентзис дирижировал всем телом: выпады в сторону, подъем на носках, разнообразные артистичные позы и движения, которые делали его в некоторые моменты похожим на фигуру-марионетку и занимали все внимание публики, поначалу отвлекая от музыки. Большинство музыкантов оркестра «MusicAeterna», например вся группа скрипок, играют стоя и также все время двигаются в стиле известной скрипачки Ванессы Мей, правда не с такой амплитудой движения.


Зрительный зал устроил Курентзису и его оркестру овацию, на сцену вынесли огромную – около метра в диаметре – корзину белых хризантем. Маэстро остался доволен приемом и, обратившись со сцены к публике, сообщил, что сейчас покажет, что такое по-настоящему быстрый темп. После этого оркестр в невероятном темпе исполнил отрывок из музыки к опере Жана Филиппа Рамо «Фурия».


В скором времени оркестр Пермского театра оперы и балета «MusicAeterna», так теперь называется оркестр, прибывший из Новосибирска, отправится в Амстердам и Вену, где и сыграет программу, впервые представленную 10 февраля пермякам.


Новый художественный руководитель театра тем временем обживается в Перми. Ни одна из предложенных квартир Теодору Курентзису не понравилась, и он обосновался в президентском номере гостиницы «Урал» который обходится театру в 14 тысяч в сутки. Не менее требовательно он подошел и к выбору кабинета, говорят, главным условием стало требование маэстро, чтобы обстановка была выполнена в стиле ампир. Сейчас такое помещение готовится, а в бывший кабинет Георгия Исаакяна въехал директор театра Анатолий Пичкалев.


Музыканты «MusicAeterna», приехавшие из Новосибирска, разместились в съемных квартирах. По некоторым данным, на их переселение затрачено 30 млн рублей. Столько же ежемесячно будет получать Пермский театр оперы и балета от краевых властей на содержание двух прибывших коллективов. Обстановка в самом театре постепенно нормализуется: если в конце года лишенные информации артисты были готовы пойти на баррикады, то теперь настроение изменилось. Новый художественный руководитель приступил к своим обязанностям и неожиданно для себя выяснил, что в пермской оперной труппе работают профессионалы. И, более того, солисты театра находятся в прекрасной форме и по своим вокальным данным могут претендовать на места в престижных международных постановках, которые намеревается осуществить в Перми Теодор Курентзис. К чести маэстро надо отметить, что он не стал скрывать свое впечатление от самих певцов, и, возможно, вскоре они действительно получат возможность выйти на мировую оперную сцену.

Источник

поиск