22 ноября 2019
Сегодня
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
01 декабря 2019
03 декабря 2019
04 декабря 2019
05 декабря 2019
06 декабря 2019
07 декабря 2019
08 декабря 2019
10 декабря 2019
12 декабря 2019
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
Пресса
  • Ноябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
  • Декабрь
  • Январь
27.10.2011
Коммерсант Санкт-Петербург: Уральские самоцветы. Теодор Курентзис на фестивале "Дягилев. P.S."

Фестиваль "Дягилев. P.S." сделал то, чего так долго ждали петербургские меломаны, но что никак не получалось — привез в Санкт-Петербург Теодора Курентзиса и его оркестр MusicAeterna. А с ними — мировую звезду, канадское сопрано Барбару Ханниган. За впечатлениями в Александринский театр отправился ВЛАДИМИР РАННЕВ.

В Петербурге Курентзис учился, и здесь всем — от его однокурсников по консерватории до "тандема непримиримых" Гергиева и Темирканова, в разное время ему покровительствовавших, — было ясно, что на их глазах мужает гений. Избежав неблагодарной доли вечного ассистента мариинского и филармонического худруков, Курентзис совершил рискованный карьерный кульбит, отправившись по сибирскому тракту в направлении почти гарантированного провинциального забвения, которого, однако, к удивлению недоброжелателей и поклонников дирижера, не случилось. За семь лет он сделал блестящую мировую карьеру, но самое удивительное — на пустом в общем-то месте, в За-, а теперь в Приуралье создал лучший в стране коллектив, освоившийся поначалу на ниве аутентичного исполнительства барочной музыки, а теперь конкурентоспособный в любом репертуаре. И даже когда Курентзис стоит за пультом других отечественных оркестров, всем имеющим уши понятно, что с ним они играют как-то иначе, чем не с ним. Последнее обстоятельство, кстати, — одна из причин того, что дирижера и культуртрегера Курентзиса не привечает петербургский музыкальный официоз. И вот возвращение дирижера в город его alma mater случилось. Причем самым благополучным образом — со своим оркестром и с мощной программой "Рамо-Гала".

С одной стороны, кажется странным, что в России никто еще не брался за музыку Жана-Филиппа Рамо, сегодня бешено популярную на мировой сцене, трепетную и витальную, ангельски прекрасную и дьявольски изобретательную, остающуюся настолько современной, что и теперь по ней можно учить композиторов. С другой же, это вполне объяснимо. Интернет научил нас сравнивать и выбирать, и весь мир уже успел оценить высокие стандарты исполнения Рамо, установленные оркестрами Уильяма Кристи, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, и которые, как говорится, требуют соответствовать. Поэтому никто из несоответствующих не спешит рисковать репутацией. Ведь для начала дирижеру нужно обзавестись инструментами аутентичной конструкции, потом научить оркестрантов ими пользоваться и вообще, вооружить и увлечь их эстетикой "неистового барокко". Все это есть у MusicAeterna. "Взятие" Рамо проходило настолько обстоятельно, что Курентзис даже пригласил в Пермь одного из лучших историков барочного танца, балетмейстера Клауса Абромайта, поработавшего над пластикой музыкантов (в XVIII веке в Европе считалось, что пластика тела ответственна за характер человека, поэтому учитель танцев был едва ли не главным наставником в семьях благородного звания).

Все ждали от этого концерта мистификации, гипнотического драйва, в котором действие превосходного отточенного звука дополняется зримым проживанием дирижером и оркестрантами каждой извлекаемой ноты, их умение втянуть за собой в музыку зал. И действительно, номера из опер и балетов Рамо, грамотно расставленные по программе, без всякой режиссуры и декораций складывались у MusicAeterna в инструментальный спектакль, в котором мимика и моторика исполнителей увлекали не меньше, чем извлекаемые ими звуки. С качеством и ураганной энергетикой последних тоже все было в порядке, да и вообще, уровень игры оркестра достоин всякого уважения. Но от номера к номеру усиливалось подозрение, что чего-то во всем этом спиритуализме Курентзиса недостает, чего-то такого, что ему присуще, но тут вдруг отсутствует. И оказалось, что пьеса "Курица", сущая вроде безделушка, сыграна с невероятной ритмической, динамической и тембровой изобретательностью, а в остальных номерах, требующих еще большей филигранности в работе с балансом оркестровых групп, этого не хватает. Все как-то прямолинейно, напролом. Дело, видимо, в том, что Курентзис решил подать нам парадного, отчетно-показательного, хитового Рамо. И с каким-то, что ли, эстрадным куражом. Ну хорошо, не эстрадным, а рок-н-ролльным, но это скорее рок ранних битлов, чем более уместных для сравнения с духом Рамо битлов времен Abbey Road. Затемнения на камерных номерах и всевозможные артистические виньетки дирижера, солистов и оркестрантов визуально дополняли впечатление экстенсивной аффектации, производимой напористым характером исполнения. Которому, однако, сильно мешала глуховатая, съедающая отзвуки и обертона акустика зала. Обидно, что для первоклассных музыкантов в городе не нашлось зала, достойного их звука.

Барбару Ханниган, надо признать, мы застали не в лучшей форме. У этой техничной и стильной певицы в этот вечер не было той силы и легкости голоса, к которым мы привыкли. Но темперамент и мастерство, к счастью, не столь капризны, как голосовые связки, и потому исполненные ею арии были сделаны с бесподобным изыском и вкусом.

Но все эти впечатления — по самому придирчивому счету. Приезд MusicAeterna, несомненно, событие сезона. И когда с ярусов раздалось "Приезжайте еще", ответ Курентзиса "Если пригласите" не показался кокетством, ведь какими еще судьбами ему выпадет делать в Петербурге подобные концерты, без которых город рискует стать пусть и культурной, но провинцией.

Источник

поиск