19 ноября 2019
Сегодня
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
01 декабря 2019
03 декабря 2019
04 декабря 2019
05 декабря 2019
06 декабря 2019
07 декабря 2019
08 декабря 2019
10 декабря 2019
12 декабря 2019
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
Пресса
  • Ноябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
  • Декабрь
  • Январь
31.01.2012
Новый Компаньон: Два часа сплошного Рахманинова

Известно, что у художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса взаимоотношения с русской музыкой непростые. Из наших соотечественников ему близок Шостакович, позволяющий выдать на концерте фирменный драйв, а вот Чайковский и Рахманинов — авторы, к творчеству которых MusicAeterna обращается нечасто. Поэтому программа, подготовленная курентзисовским оркестром под руководством главного дирижёра театра Валерия Платонова, стала для MusicAeterna «проверкой на гибкость».

В первом отделении большого двухчасового концерта, состоявшего сплошь из произведений Сергея Рахманинова, у зрителей возникло подозрение, что эксперимент не вполне удался: симфоническая поэма «Князь Ростислав» оркестру явно не давалась. Там, где нужно было играть с величавой монаршей сдержанностью, привыкший к бешеным курентзисовским темпам коллектив выдавал вялую тягомотину. Да и со знаменитой синхронностью исполнения вышла промашка: кое-где музыканты «разошлись». Поэтому и аплодисменты после «Ростислава» были холодно-вежливыми.

Меломаны наверняка задумались: если так слабо звучит красивая, сюжетная и лёгкая для понимания симфоническая поэма, то что же будет во втором отделении, когда будут играть центральное произведение — Симфонию ?1? Она знаменита тем, что мало кому даётся. С этой симфонией связана драматическая история: первое исполнение под руководством Александра Глазунова было настолько провальным, что у Рахманинова случилась трёхлетняя депрессия. Первая симфония Рахманинова — это всегда вызов и для дирижёра, и для оркестра. Валерий Платонов на этот вызов ответил достойно — собрался сам и заставил собраться музыкантов.

Во втором отделении MusicAeterna показала, на что способен хорошо подобранный и сыгранный оркестр — здесь была и высочайшая техничность (наверняка во времена Рахманинова и Глазунова так не играл никто, просто не умели ещё), и удивительная синхронность, и полное понимание музыки. А понимание здесь требуется особенное: симфония потому так сложна для исполнения, что мелодическое богатство в ней огромное, но единого мелодического стержня нет, что мешает ей стать симфоническим шлягером вроде, например, Второго концерта для фортепиано с оркестром того же Рахманинова. Длинное и разнохарактерное произведение не так-то просто собрать воедино, придать ему завершённость, создать музыкальный сюжет. И то, что это удалось, — огромная победа дирижёра.

К достоинствам исполнения Первой симфонии оркестром MusicAeterna под руководством Валерия Платонова относится удивительное понимание симфонизма, когда, не отвлекаясь от общего, слаженного и мощного, звучания оркестра есть возможность насладиться каждой партией. Невозможно не отметить группу духовых, которые для Рахманинова всегда очень важны, а также первую скрипку — молодого Андрея Провоторова, достойно исполнившего роль концертмейстера.

Первая симфония Рахманинова — это музыка, что называется, «не для всех». Как её ни исполняй, шоу не получится, слишком она сложна. Выбор Платонова — это оммаж пермской публике, ведь рассчитана музыка на знатоков. И таких, как оказалось, немало: в финале второго отделения зал зашёлся в аплодисментах и криках «Браво!» и был достойно вознаграждён — «на бис» был исполнен проникновенный, светлый и бесконечно трогательный «Вокализ» Рахманинова.

Источник

поиск