10 декабря 2019
Сегодня
12 декабря 2019
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
18 января 2020
23 января 2020
24 января 2020
Пресса
  • Декабрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
  • Январь
11.05.2012
Коммерсантъ Weekend: Модернизация модерна

Формально нынешний Дягилевский фестиваль — второй по счету для нового менеджмента Пермского театра оперы и балета, но фактически — первый, программа которого полностью сформирована Теодором Курентзисом. Организацией прошлого форума по большей части занимался его предшественник Георгий Исаакян, свежеиспеченному худруку пришлось включиться в работу буквально за несколько месяцев до проведения фестиваля: год назад Курентзис на ходу обновил афишу, продирижировал несколькими концертами — и велел обязательно приезжать в столицу Урала следующей весной, посулив европейский размах и западное качество программы.

Маэстро не обманул: сроки проведения Дягилевского фестиваля — 2012 рискованно совпадают со стартом почтенных мариинских "Звезд белых ночей", но можно предположить, что в этом году традиционный маршрут массовой сезонной миграции российских фанатов в кои-то веки изменится. Глядя на с нездешним вкусом сверстанную афишу форума, понимаешь, что сегодня у поклонников культурного туризма есть множество оснований перебронировать свои авиабилеты и по крайней мере на 10 дней предпочесть церемонному Петербургу стремительно обновляющуюся Пермь.

Нужно полагать, что смертельно боявшийся юбилеев и всяческих круглых дат великий русский антрепренер, со дня рождения которого в этом году исполняется 140 лет, и сам остался бы вполне доволен пермским предприятием своего имени. Ежегодно в России состоится множество событий, в большей или меньшей степени имеющих отношение к культуре и так или иначе связанных с фигурой Сергея Дягилева, но только нынешняя пермская ассамблея подходит к осмыслению наследия отца "Русских сезонов" столь последовательно и системно. Все потому, что, в отличие от многих наших культуртрегеров, Теодор Курентзис прекрасно понимает: сваленные в кучу продукты музыкальной деятельности становятся фестивалем лишь тогда, когда начинают резонировать не ноты, а смыслы. Дягилевский фестиваль — 2012 отнюдь не случайно посвящен исследованию модернистского феномена во всей его исторической перспективе: от балетов Игоря Стравинского до балетов Джорджа Баланчина, от "Двадцати взглядов на младенца Иисуса" Оливье Мессиана до "4'33"" Джона Кейджа, от драматургии Сэмюэла Беккета до театра Хайнера Мюллера. Как ни крути, а у колыбели русского модернизма стоял именно Дягилев, и никто до сих пор не сделал больше него, чтобы отечественное искусство проросло в мировой культуре.

Модернистский вектор будет задан первым же фестивальным вечером: на открытии покажут "Петрушку" Игоря Стравинского с новой хореографией американца Николо Фонте и Теодором Курентзисом за дирижерским пультом. Под занавес он же вместе с оркестром MusicAeterna (по последней европейской моде укомплектованным приглашенными звездными солистами) сыграет другой хит "Русских сезонов", "Жар-птицу", а посередине программы найдет время и силы для "Свадебки". Премьера балета Иржи Килиана намечена в Перми на конец июня, пока же эмблематическую партитуру молодого Стравинского исполнят в концертном формате, но зато с приятным бонусом — сочинением москвича Владимира Николаева "Геревень", написанным специально по заказу Курентзиса для того же бескомпромиссного состава, что и "Свадебка" (четыре рояля, ударные и вокалисты).

Сегодняшней русской музыке в афише этого года вообще отведено особое место — в рамках фестиваля пройдут мировые премьеры новых произведений Федора Софронова ("Тайный восход") и Бориса Филановского ("Примадонны").

Музыкальный блок программы (в хедлайнерах — франкфуртский Ensemble Modern с "Chaplin operas" британца Бенедикта Мейсона, Георг Нигль и Александр Мельников с лидерабендом плюс Антон Батагов, Алексей Любимов и Иван Соколов с фортепианной эстафетой) соперничает с театральным, содержащим ретроспективу спектаклей греческого режиссера Теодороса Терзопулоса и первое отечественное исполнение оперы "Medea Material" одного из ключевых композиторов современной Франции Паскаля Дюсапена в визионерской постановке Филиппа Григорьяна.

Особенно импозантно на фестивале представлена труппа пермского балета, закрывающая сезон парадом премьер: кроме реконструированного "Бахчисарайского фонтана" Ростислава Захарова в афишу включен вечер одноактных балетов с подобающим случаю названием "В сторону Дягилева" — два одноактных раритета Джорджа Баланчина ("Kammermusik N2" и "Monumentum pro Gesualdo") и прокофьевский "Шут" с хореографией Алексея Мирошниченко, вписанной в придирчиво восстановленную декорацию Михаила Ларионова.

Источник


поиск