20 ноября 2019
Сегодня
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
01 декабря 2019
03 декабря 2019
04 декабря 2019
05 декабря 2019
06 декабря 2019
07 декабря 2019
08 декабря 2019
10 декабря 2019
12 декабря 2019
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
Пресса
  • Ноябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
  • Декабрь
  • Январь
12.05.2012
Ведомости: Теодор Курентзис: ?Мейнстрим российской культуры определяется телевидением?

Акцент сделан на музыке XX и XXI веков: заказаны новые сочинения, приглашены авторы-резиденты. Античная трагедия в ее современных и архаичных изводах, танец, опера и балет, выставки и традиционные Дягилевские чтения, которые пройдут в доме-музее Дягилева, — таков жанровый спектр фестиваля, о перспективах и приоритетах которого Теодор Курентзис и рассказал «Ведомостям».

— Судя по афише, в этом году вы сделали ставку на эксперимент, актуальное искусство. Воспримет ли его публика Перми?

— Выстраивая стратегию фестиваля, мы думаем о том, что будет завтра. Сегодня мейнстрим российской культуры во многом определяется телевидением: на раскрученных телевидением персонах легко зарабатывать деньги. Не будем сейчас обсуждать, насколько хорош или плох тот или иной музыкант, часто появляющийся в телеэфире. Но мы решили идти иным путем: попытаться раскрыть иное, альтернативное поле возможностей для публики. Моей задачей было расширить горизонты слышания людей. Я убежден, что мы должны делать такой фестиваль, какой сделал бы сам Дягилев, если бы жил сегодня. Он заказывал новые балеты Стравинскому и Прокофьеву, работал с молодыми хореографами, искал таланты, он был жаден ко всему новому, яркому и неординарному. Конечно, все, что нам досталось в наследство от прошлых веков, — это прекрасно. Но у человека думающего всегда есть эта потребность сделать шаг вперед. Мы не боимся экспериментов.

— Однако Дягилеву не удалось вполне осуществить свои замыслы в России. Ему пришлось уехать в Париж и уже там создавать «Русские сезоны».

— Что ж, я считаю, в Перми публика вполне подготовлена к восприятию нового искусства. Мы избрали для города художественную стратегию, учитывающую разные вкусы. Во-первых, мы делаем демократичные традиционные постановки — таков был в прошлом сезоне спектакль «Так поступают все» по опере Моцарта. Во-вторых, разработали серию концертных абонементов «Музыка для нас». Три цикла помечены разными цветами: зеленый — для музыки барокко и так называемой «старинной музыки». Синий — для музыки романтизма. Красный цвет маркирует абонементы, в которых преобладает музыка современная и первые исполнения. Так мы заранее ориентируем аудиторию: и, должен заметить, все красные абонементы были раскуплены очень быстро. Хотя мы не делали никакой особенной рекламы. Наша принципиальная установка — предложить людям то, что они уже слышали, но в ином ракурсе. Скажем, сыграть романтическую музыку так, как, по нашим предположениям, ее играли во времена автора. Примерно в том же тембровом облачении. Согласитесь, публика уже давно ощущает усталость от жирного, натужного звука, этого запредельного усилия, с которым играют наши оркестры — словно «из болота тащат бегемота». Мы же хотим привить привычку к легкости, к элегантному, не довлеющему над слушателем музицированию.

— А современная линия?

— Другая не менее важная цель — предложить публике музыку, которую они не знают вовсе. Скажем, на нынешнем фестивале будут звучать опусы знаменитого французского композитора-спектралиста Паскаля Дюсапена. Мы покажем первую постановку в России его оперы «Медея-материал» по пьесе Хайнера Мюллера. К нам приедет знаток античного театра режиссер Теодорос Терзопулос, проведет мастер-классы и сам будет участвовать в спектаклях «Иокаста» и «Пустыня». Состоится мировая премьера заказного сочинения Владимира Николаева «Геревень» — это представление в народном духе, для четырех роялей, оркестра, хора и ансамбля Марка Пекарского, которое он написал в пандан к «Свадебке» Стравинского. «Свадебка» и «Геревень» прозвучат в одном концерте. На закрытии мы вручим премию фестиваля. В жюри вошли очень известные люди: председатель — интендант мадридского театра «Реал» Жерар Мортье. На будущий год мы обсуждаем с ним возможность позаимствовать постановку Питера Селларса — скорее всего, выберем одну из опер Перселла. Планов у нас много, и мы стараемся верстать их как можно раньше, потому что у нас впереди много копродукций с западными театрами.

— Не секрет, что во многом воплощение ваших грандиозных планов зависит от финансирования. Атмосфера в городе сейчас непростая: сменился губернатор, а с ним и все культурное начальство. Не повлияет ли на деятельность вашей команды смена власти?

— Никто никогда не знает, что будет завтра. Мы живем надеждой. И попытаемся осуществить наши мечты. Будем делать то, что считаем наилучшим для театра, фестиваля и города. Научить людей думать, воспринимать новое — вот наша сверхзадача. И мы замечаем: те, кто ходит в театр год-полтора — им начинает нравиться то, что мы делаем. У них меняется сознание: они начинают думать по-другому, чувствовать музыку по-другому. Есть ли цель достойнее этой?

Источник

 

поиск