06 декабря 2019
Сегодня
07 декабря 2019
08 декабря 2019
10 декабря 2019
12 декабря 2019
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
18 января 2020
23 января 2020
24 января 2020
Пресса
  • Декабрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
  • Январь
22.03.2013
Московский комсомолец: Шутовские пляски на «Золотой Маске»

Пермский академический театр оперы и балета представил на двухдневных гастролях в Москве свои новые спектакли. В российском балетном пространстве пермская труппа продолжает оставаться среди лидеров, что подтвердил и нынешний приезд на «Золотую маску».

В первой программе знаменитый балет Килиана на музыку Стравинского «Свадебка» сочетался с новой работой Раду Поклитару «Геревень». Другой спектакль двухдневных гастролей — тройчатка под названием «В сторону Дягилева». Первое отделение включало в себя две поздние работы Баланчина, исполненные пермскими артистами вполне прилично, что называется, не ниже «допустимой санитарной нормы». Впрочем, привязка к Дягилеву, действительно открывшему этого хореографа на заре его юности, довольно натянутая.

Балет «Шут», идущий во втором отделении, напротив, имеет к Дягилеву самое непосредственное отношение — импресарио осуществил премьеру в Париже в 1921 году, а заказал музыку Прокофьеву и того раньше. Время это для Дягилева было очень непростым — он только что расстался со своим любовником и хореографом Леонидом Мясиным. Никого другого, кто мог бы осуществить хореографию этого спектакля, на примете в тот момент не было, поэтому танцы придумывал (случай в истории хореографии уникальный) художник, создававший для балета декорации и костюмы, — Михаил Ларионов. 

В помощь ему Дягилев отрядил и танцовщика труппы Тадеуша Славинского. Объемные экстравагантные костюмы были довольно тяжелыми, поэтому спектакль напоминал больше современную инсталляцию — балетные артисты просто перемещались по сцене, меняя позы и ансамбли. Спектакль вошел в анналы истории, конечно, не своей хореографией, которой, по сути, и не было, а как раз бьющими в глаза яркостью и сочностью красок костюмами и декорациями. Их основоположник таких концепций в живописи, как лучизм, инициатор нашумевших в то время выставок «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», сделал в авангардно-лубочном стиле. Алексею Мирошниченко (выдвинут на «Маску» как лучший хореограф) удалось невероятное — в ветхие мехи влить молодое вино новой хореографии. Костюмы, также сделанные по мотивам ларионовских, художник Татьяна Ногинова придумала, конечно, другие. В них можно свободно танцевать, поэтому хореограф смог дать волю своей фантазии.

Получился отличный спектакль с пронизанной юмором хореографией, веселый, яркий, запоминающийся. Совершенно очаровательно в роли молодого Шута смотрелся знакомый нам по телевизионному проекту «Большой балет» Александр Таранов (он и исполнительница партии Шутихи Ляйсан Гизатуллина выдвинуты на «Маску» в исполнительских номинациях). Он не просто танцевал довольно сложный хореографический текст, но жил в своей роли естественно, с чувством свободы.

Смотреть насыщенное танцами действо про то, как «молодой шут надул семь старых и глупого купца» (эта надпись красовалась на расписном ларионовском занавесе), по мотивам где-то раздобытых Дягилевым сказок Пермской губернии, увлекательно и интересно. Ровно так же увлекательно, как слушать музыку не слишком известного балета Прокофьева в блистательном исполнении оркестра под управлением маэстро Теодора Курентзиса (худрука театра), также выдвинутого на «Маску». 

Павел Ященков | Московский Комсомолец

поиск