22 августа 2019
29 августа 2019
31 августа 2019
01 сентября 2019
04 сентября 2019
07 сентября 2019
08 сентября 2019
11 сентября 2019
14 сентября 2019
15 сентября 2019
17 сентября 2019
19 сентября 2019
22 сентября 2019
24 сентября 2019
26 сентября 2019
29 сентября 2019
Пресса
  • Август
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
  • Сентябрь
04.02.2013
Новый Компаньон: У Валерия Платонова всё только начинается

На юбилее главного дирижёра Пермского театра оперы и балета Валерия Платонова чаще других звучало слово «душа». Это самое уместное определение того, что делает Платонов в театре; невозможно не заметить, как он душу вкладывает в работу, в музыку, в свой оркестр, и чуткая публика откликается столь же душевно.

Платонов приходил в пермский театр дважды. Первый раз — в 1981 году, 10 лет был штатным дирижёром (главные при этом менялись). В 1991-2001 годах работал в родной Республике Башкортостан, где стал народным артистом. В 2001-м вернулся в Пермь — уже в качестве главного дирижёра. Тогда оркестру нужен был именно такой руководитель: ответственный и скромный, не злоупотребляющий «шабашками» и персональными гастролями, вплотную занимающийся оркестром и упорно решающий его проблемы.

Результат появился почти сразу: оркестр стремительно вырос. Сейчас, увы, мало кто это помнит, но в своё время возвращение Платонова было для театра и его оркестра почти столь же революционным, как появление Теодора Курентзиса спустя 10 лет. Возродились подзабытые симфонические вечера, публика начала ходить на концерты. Дирижёр стал не просто соратником — опорой тогдашнего художественного руководителя Георгия Исаакяна; именно благодаря Платонову, его безупречной работе с музыкальными партитурами Исаакяну удалось поставить столь разные, но в равной степени новаторские для пермской сцены оперы, как «Клеопатра» Массне, «Орфей» Монтеверди и «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского.

В этом перечислении хочется выделить «Орфея»: поставить в таком качестве не просто барочную, а очень раннюю, да прямо скажем, — первую в истории оперу при тогдашнем состоянии оркестра было истинной безупречностью. Эту работу оценили не только зрители, но и эксперты. Последовала номинация на «Золотую маску», и Платонов не получил её только потому, что просто не все члены жюри поверили и осознали, что это действительно было сделано (а вот Георгий Исаакян тогда «Маску» получил, и во многом — благодаря работе оркестра).

«Масочное» жюри переваривало достоинства работы Платонова ровно год. Его «Золотая маска» за «Один день Ивана Денисовича» — это ещё и «полмаски» за «Орфея»: эксперты привыкли к мысли, что этот дирижёр и его оркестр много чего могут, и уже безо всяких сомнений наградили Платонова.

Сенсационными становились концерты платоновского оркестра, посвящённые Чайковскому. Невозможно забыть чудесный концерт «Три Чайковских», где к музыке Петра Ильича присоединились творения его однофамильцев Бориса и Александра. Столь же памятен рождественский концерт, полностью состоящий из вальсов: в первом отделении — Штраус, во втором — Чайковский, Глинка и Свиридов. Оркестр под руководством Платонова блестяще раскрыл принципиальное отличие европейского вальса от русского, в котором в тот вечер так слышен был танец снежинок в метели, что, казалось, ветер по залу гулял...

Что и говорить, много памятных вечеров связано с Валерием Платоновым и его оркестром. На удивление хорошо этому коллективу удаётся симфоническая музыка ХХ века с элементами джаза и эстрады, например, «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна.

Валерий Игнатьевич отлично знает и себя, и свой оркестр. Поэтому для юбилейного вечера смог выбрать музыку, которая всегда ему удавалась. Основу составили произведения Чайковского. В первом отделении исполняли кантату «Москва» и фантазию «Франческа да Римини». Платонов взял полярные произведения. Первое — это, так сказать, «очень русский» патриотичный Чайковский, второе — практически западноевропейская музыка, которая показывает Чайковского как модного и передового композитора своего времени. «Москва» — иллюстрация к умению композитора творчески использовать народную песню, «Франческа да Римини» — блестящее владение романтическим стилем, помноженное на сложнейший симфонизм.

Именно во время исполнения «Франчески» оркестр показал умение создавать красивую музыку, где учитываются все тонкости и нюансы. Это исполнение сделало бы честь столичным филармониям.

Кроме всего прочего, было очевидно искреннее воодушевление музыкантов. Не секрет, что большой оркестр Пермского театра оперы и балета живёт непросто: есть и проблемы материального характера, и всяческие взаимоотношения... Но искреннюю благодарность Платонову за всё, что он для своего коллектива делает, за то, что он просто очень хороший человек, готов высказать каждый оркестрант.

Второе отделение погрузило зрителей в атмосферу тёплого семейного вечера. Валерий Игнатьевич ещё и счастливый семьянин: очаровательная супруга, трое прекрасных детей, четверо внуков, и все живут в полнейшей гармонии друг с другом. Что удивительно не только потому, что семья творческая, но и потому, что она разбросана по разным городам: сам Валерий Игнатьевич и дочь Алла — в Перми, супруга Светлана Михайловна с сыном Андреем — в Уфе, средняя дочь Ольга — в Санкт-Петербурге.

Наверное, нынешний юбилей — единственный раз, когда в Перми собрались абсолютно все Платоновы. И поскольку многие из них не чужды музыке, они оказались на сцене. Даже конферансье на этом концерте был «не чужой» — зять Платонова Николай Нохрин, известный в Перми шоумен.

Девятилетний внук Данил играл на трубе (он уже является лауреатом конкурсов). Его младшая сестра Даша, которая только в сентябре начала заниматься музыкой, на скрипочке исполнила Happy Birthday to You, оркестр подыграл, получился как бы экспромт. Девятнадцатилетний сын Андрей, начинающий композитор, представил собственное сочинение Round 5: вполне профессиональное, хотя и не чуждое разнообразных влияний, прежде всего — минималистов вроде Майкла Наймана и Филиппа Гласа, а также юношеского нетерпеливого стремления показать сразу все свои умения и знания: там солируют и фортепиано, и духовые, и ударные...

Главным произведением второго отделения был Концерт для скрипки с оркестром №1 Белы Бартока, в котором солировала дочь Валерия Игнатьевича Ольга, первая скрипка в Санкт-Петербургском государственном академическом симфоническом оркестре. Играла она очень тонко и романтично.

Официальными поздравлениями вечер не перегрузили, но публика несла и несла к сцене букеты, а кое-то рвался высказаться. Юбиляр же, когда ему дали слово, сообщил, что всё только начинается... И оркестр снова заиграл! Играли то, что не может не тронуть, то, что позволило дирижёру раскрыться в истинном блеске, — лирический «Вокализ» Рахманинова и драйвовый фрагмент из «Вестсайдской истории».

Юбилейный вечер стал знаковым, но далеко не последним сюрпризом от Валерия Платонова в этом сезоне: в марте состоится премьера оперы Прокофьева «Дуэнья» в постановке известнейшего режиссёра Андрейса Жагарса под музыкальным руководством главного дирижёра Пермского театра оперы и балета.

Юлия Баталина | Новый Компаньон

поиск